Почему новый альбом XXV кадра — один из самых протестных альбомов последнего времени

“Самый странный фрешмен страны” — так мы год назад писали про XXV кадра. 

С тех пор мало что изменилось — в инстаграме артиста добавилось несколько придурковатых образов, он придумал пару новых эдлибов, а остальные странности никуда не ушли. 

О Кадре систематически пишет украинская музыкальная пресса, он постоянный участник конкурсов и челленджей (сейчас идёт финал Pit Bull Battle, а впереди заруба в турнире RBL), успевающий при этом выступать на всех возможных локальных тусовках и снимать забавные видосы. 



Наблюдая за этим винегретом, хочется спросить: «Старик, а что с музыкой?». Обычно, погрузившись в ежедневное производство контента, артисты забывают о своём основном предназначениям — выпускать качественный материал. 

Кадр не забыл — его новый альбом «Специи» — это очень большая и (пусть это не заметно с первого взгляда) очень протестная работа. 

Нет, в своём релизе артист не песочит власть, не рассказывает, как нужно жить, не защищает права меньшинств и не воюет против несправедливости. Он просто … живет. 

Мы с Кадром знакомы лет пять и все это время рядом с ним возникали люди, которые советовали «как надо» (однажды Кадр даже выпустил трек с хуком «Мне не надо говорить, как делать надо»). 



«Добрый рэп никому не нужен», «Тебе нужно делать как Young Thug», «Ты же техничный — лупашь даблтайм» — вот это вот все Кадр слышит с самого начала своей рэп-карьеры, и чем заметнее становится, тем больше таких советчиков появляется. 

Заметного взлёта в карьере артиста не случилось, и, казалось бы ему в пору прислушаться и начать делать более форматную музыку. Но вышли «Специи» — и что мы видим? 


Открывает альбом, собственно, трек о критиках и советчиках. 

«Окружён, но не сломлен» — это самурайский репрезент, декларирующий готовность топить до конца и осознание собственной внутренней силы («Для них я так мал на вид, но там галактика внутри»). 

Тему борьбы с системой продолжает трек «Тело», который настолько липкий и «мажущий», что под него хочется превратиться в кисель и растечься по ковру. 

В первых треках Кадр заявляет своё желание не прогибаться под изменчивый мир, а дальше переходит к тому, что умеет делать лучше всего, — придурковатому пи***цу.


Даже трек на вечную рэперскую тему «она скачет на мне» не воспринимается серьёзно, потому что девушка сравнивается не с пантерой, не с сукой, не с анакондой, а с пони. Это абсурдно и смешно, 

Квинтэссенцией рэп-шапито является трек «Вот это кадр», который полностью состоит из эдлибов (да, целых два куплета «кря-кря», «тру-ту-ту» и прочих симптомов синдрома Туретта). Это должно раздражать, но вместо этого заставляет переслушивать трек чаще остальных.

Вместе с тем, «Специи» — это не только веселая вакханалия. На релизе есть, пожалуй, самый личный за всю карьеру Кадра трек — «Говори об этом». Там и про родной город, который забрала война, и о предательстве, и о сомнениях — все, о чем обычно артист говорит так же неохотно, для него это все равно, что снять очки при посторонних (он этого не делает). 



Финалят альбом три трека, которые и являются основным посылом всего творчества артиста.

«Awesome», «Они забыли о тебе» и «Улыбайся» — песни о добре и свете. 

Не о том добре, которое взрослые выставляют напоказ и которое преподают нам «лидеры мнений», а о добре настоящем, добре детском, добре, которому невозможно научить, потому что оно просто есть. 

Своим альбомом XXV кадр протестует против системы самым сложным и неблагодарным способом — гнёт свою линию. 

Когда вокруг все самые заметные представители жанра пытаются (местами очень неуклюже) чему-то нас научить, Кадр просто показывает, что «а можно ещё и вот так». 

Часто такие люди становятся городскими сумасшедшими, а шансов на успех у них один из миллиона, но что если Кадр — это именно тот случай?


Текст: Михаил Правильный