Wavy Dem: «Есть те, кто бездумно косит под запад, а есть те, кто делает свое музло, но на западном уровне»



Если вы следите за украинским рэпом новой школы, то, вероятно, видели не один и не два клипа, где наши эмси читают на английском языке. Wavy Dem для таких артистов — как Gucci Mane для трэперов. То есть батя, основоположник и один из самых заметных представителей своей категории.

И пока многим такой стиль кажется экзотическим и лишенным четких перспектив у украинской публики, Wavy Dem продолжает прокачиваться и завоевывать новые территории. Последними такими творческими удачами стали а) его новый альбом, где есть инструменталы от YoungKio, американского битмейкера и автора музыки к суперхиту Lil Nas X «Old Town Road»; б) победа в только что закончившемся сезоне Pit Bull Battle, где в финале Wavy Dem показал, по мнению судей, более достойный лайв, чем Диктор Трейн, Шершень, Xash, Levyy MC и другие.

Почему он предпочел читать на этом, а не родном языке? Как он попал на разогрев Denzel Curry? Почему пошел сниматься в рекламе мяса от ТМ Бащинский? И зачем собирается запускать лейбл, где будут только те украинские рэперы, которые читают на английском? Ответы — в нашем интервью.





«Наши дети будут общаться на украинском и это здорово»

Гугл говорит, что твоя фамилия — Волнистый (Wavy). 

Нет, это псевдоним. Изначально школьный друг меня назвал Lil Dem, потому что моя фамилия Демиденко, а приставка «Lil» тогда была популярна. Потом это трансформировалось в Ill Dem, типа «больной», потому что у меня случались заскоки, странные шуточки. А потом сменил «Lil» на «Wavy». У меня и музыка такая, и характер, и по знаку зодиака мне близка вода.

Я впервые увидел тебя на разогреве у Night Lovell три года назад, но ты же начал читать намного раньше? 

10 лет назад! Первый трек записал в 2009, соответственно, писать начал еще раньше. Изначально делал рэп на русском. Какое-то андеграунд-дерьмо. 

Как пришел к английскому?

Все началось с шутки. Вообще много чего начинается по приколу. Гнали с пацанами, какие-то фристайлы типа: «Бэнг-бэнг, мазафака, пау-пау». А потом пошло-поехало. Подумал: «Блин, это же язык той музыки, которую я слушаю. Почему бы не делать так же?». 

Потому что это не твой родной язык…

Знаешь, я когда пишу музыку, я закрываю глаза и лечу. Могу чувствовать себя в Калифорнии или где-нибудь в космосе. Есть этот вайб, когда ты не привязан к месту. А когда пробую то же самое писать на русском, ощущаю себя именно здесь. Сразу рамки появляются.

У меня довольно неплохой английский. Изучал его в школе, ходил на дополнительные занятия, но, в первую очередь, выучил его, слушая много музыки. 



Говорят на английском писать проще. Слова короче, ритмически выстраивать рисунок легче. Это так?

Не совсем. Если бы я был носителем языка и общался каждый день, то конечно, а ты попробуй с нашим мозгом писать на другом языке. Плюс я стараюсь делать это не так примитивно, как  принято в Америке. Стараюсь текстово втиснуть туда определенный посыл. Это очень сложно.

Я отталкиваюсь не от текста, как это делают ортодоксальные рэперы. Сначала накидываю на бит ритмический рисунок, пою белиберду на птичьем языке, записываю на диктофон, а уже сверху пишу текст. Нужен приличный вокабуляр, чтобы не получался бред, как у многих западных. 

Со мной ты говоришь на русском, треки читаешь на английском. Как насчет украинского? Не хочешь на нем исполнить?

Хочу, но это скорее был бы не рэп, а что-то более вокальное. Этот язык больше подходит для песни, чем для речитатива.

Замечаю, как люди активно переходят с русского на украинский. Полностью поддерживаю, ведь это наш национальный язык. Должен ли он быть обязательным? Думаю, что да, но внедряться это должно здраво. Наше поколение уже не будет говорить на украинском, мы выросли с другим языком. А вот наши дети будут общаться на украинском и это очень здорово. 


И по вайбу, и по форме ты делаешь, как в Штатах. Многие о таком рэпе говорят: «Зачем это слушать, если я могу послушать американцев?» Что бы ты на это ответил?

Если человек задает такой вопрос, пусть проходит мимо. Да, есть те, кто бездумно косит под запад, а есть те, кто делает свое музло, но на западном уровне — это две большие разницы. У меня есть своя изюминка, начиная от акцента, заканчивая посылом. В это просто нужно вникнуть. 

Я не нарниец, рассказывающий о своей гениальности, которую никто не понимает. Это говорят люди, которые меня слушают. Если бы не было фидбэка от них, твой вопрос был бы уместен. 


Ты выступал на разогреве у Night Lovell, Denzel Curry, Tommy Genesis и ASAP TyY. Говорили, тебя «пихает туда продюсер».

У меня нет и не было ни продюсера, ни лейбла. Есть команда, каждый в ней за что-то отвечает. Этим и круто сегодняшнее время — твои друзья могут стать пиарщиком, оператором, SMM-щиком, агентом, и, если такая команда есть, лейбл не понадобится.

Насчет разогревов. Каждый раз по-разному. На один подтянули друзья, на другой попробовали пробиться сами — и получилось. На третий пригласили организаторы, увидев, как я работаю на других концертах. Все было строго индивидуально.


Исполнители принимали участие в выборе разогрева?

Каждый раз. Ни на одном из концертов мы по блату не выступали. Менеджмент всегда утверждал меня вместе с артистом.

 



«В 2019 году обращать внимание на то, как человек читает рэп, — смешно»


Ты независимый артист. Нет желания попасть под продюсерское крыло?

Нет, я полностью independent. Более того, мы с моим менеджером Абби планируем открыть собственный лейбл «Abbi Music» и заниматься продвижением англоязычных артистов. 


В этом есть смысл?

Конечно. Сейчас появляется много артистов, которые читают на этом языке. Мне приятно, что часть из них вдохновились именно моим примером. Я не говорю, что я был первым, просто остальным чего-то не хватило на определенном этапе, а у меня получилось. Меня знает довольно большое количество людей как в Украине, так и за ее пределами. 

Кого из наших англоязычных рэперов выделишь?


Birch, Spalm, Tricky Nicky. Все разные, каждый в своем стиле.

Tricky Nicky самый популярный из этого списка. Как тебе он?

Слышал пару треков. Ничего особенного, но и ничего плохого сказать не могу. Он неплохо читает, но это такой себе комплимент. Сейчас это не главное. 

В смысле, «не главное»?

В 2019 году обращать внимание на то, как человек читает рэп, это даже немного смешно. Важна мифология артиста его образ, вайб, посыл, который он несет. То, что человек умеет круто читать рэп, не заставит меня его слушать. У меня последнее время из-за этого упал интерес к прослушиванию хип-хопа, даже американского. Стало много самоповторов, музыка неинтересная. Я такое не люблю.


Многие рэперы до сих пор считают, что нужно читать в одном стиле и не отходить от него

Стиль — это то, что внутри тебя. Твой стрежень. А музыка должна развиваться. Я стараюсь быть многогранным. Читаю технично, меняю флоу, прокачиваю ритмику, сейчас даже развиваю скрим-навыки.

Я прошу слушателей не зацикливаться на каком-то одном хайповом треке, а развиваться вместе со мной. Если подхватили мой вайб, несите его вместе со мной. В этом вся суть. 




«Считаю победу на Pit Bull Battle заслуженной»



Pit Bull Battle. Как согласился участвовать? Ты же не баттловик.

Я не люблю агрессию и бифы. Перестал тыкать пальцем по сторонам. Каждый делает то, что делает, и может иметь с этим успех. Конфликты — энергозатратная фигня. А вот тот формат, в котором сделали этот сезон, мне по душе.

Мне рассказали о новом формате друзья, я отправил заявку — и понеслась. Крутой проект! Рад, что победил и рад, что моих слушателей прибыло.


Удивился победе?

Очень! Я до последнего не верил, что трек на английском, пусть и с подмешанными русскими вставками, сможет выиграть. С другой стороны, не могу сказать, что кто-то из финалистов сделал сильнее. Они умеют читать рэп, но я уже сказал, что об этом думаю. 

Я считаю, что победил заслуженно, но были сомнения в отношении судей. Приятно, что они что-то разглядели в моем выступлении. Хотя 4atty, например, поставил 4 из 10. Он не разглядел.

Призовые уже выдали?

Да. Все ок. Если хочешь спросить, на что потрачу, — на творчество, как и всегда.


А откуда берутся деньги на творчество?

Помимо того, что приходит непосредственно от выступлений, у нас команда, каждый вносит в проект свои деньги, энергию и время.
 



ОН РЕКЛАМИРОВАЛ МЯСО И УЧАСТВОВАЛ В ФОРМАЦИИ «044» 


Расскажи о рекламе для ТМ Бащинский.

Да, я рекламировал мясо (смеется). Это было прикольно. Это была серия скетчей, рекламирующих их продукцию. Причем снимались они чисто для инсты. 




Ты состоял в 044, выступал на «Dirty flat» (киевские рэп-тусовки, — прим. rap.ua), публиковался в сообществе Fast Food Music. Какое отношение ты имеешь ко всем этим командам?

Дерти — мои знакомые ребята. Пригласили, я выступил. Я не участник их коллектива, но у нас хорошие приятельские отношения.

С Fast Food Music мы дружим. Один из клипов выходил у них на канале. Смешная история: сначала я им отправил свой материал, и они очень нелестно отозвались о нем. Было обидно. Но прошел год, хайпанул клип «Can I», — и было приятно слушать уже комплименты от них. У нас же как — если артист на хайпе, его будут постить. Если нет — сорри. 

Я это понимаю, никого не сужу, просто обидно, что если ты не на хайп-волне, то будь хоть трижды талантлив, о тебе не напишут. Это не камень в огород «фастфуда», они большие молодцы и отношения с ними у нас прекрасные. Я об общей тенденции.


044? 

Из коллективов, в которых я был, можно назвать только 044. Я там был только месяц. Говорят, что я хайпанул с клипом «Can I» именно там. Это в какой-то мере правда, так как ребята помогали его промить, хоть и выпустил я его раньше. Мой друг — Никита Замойский, который многим снимает клипы. Он выложил его на своем канале, это был его первый клип, как и мой. Приятно, что этот дебют так стрельнул (на момент публикации интервью у клипа 421 000 просмотров, — прим. rap.ua). 


Ты побыл на 044 недолго, верно?


Да, около месяца. Ушел по идеологическим причинам.


Слушай, ну это общая фраза. Дай нам с читателями биф.

Бифы — не мое. Влад (044 Rose — прим. rap.ua) в интервью нехорошо обо мне отзывался. Я легко мог что-то отвечать, но это не мой путь. Я про музыку больше. 


Так а причина ухода, все-таки, в чем?

Ребята хотели сразу, чтобы я читал на русском. У них было свое видение моего вектора развития, несмотря на то, что я был постарше, да и поопытнее их. У меня было мнение относительно своего пути, и мы разбежались. Некрасиво разбежались, но это жизнь. 



«Выступление Алины Паш на Дне Независимости — это круто» 


Ты предпочитаешь продюсерскому контракту работу с друзьями. Что не так с шоу-бизнесом, что ты его отвергаешь?

Слишком много проектов по фану. Просто развлечь людей, срубить побольше денег и свернуться. Нет глубины. В какой-то мере я такой подход даже уважаю. Сделать крутой проект нелегко, и люди, которым это удалось, — молодцы. Просто сейчас вокруг проекты-проекты-проекты. Творчество умирает очень давно и его практически не осталось, поэтому хочется двигаться самостоятельно.


Кого выделишь из современной сцены?

Алину Паш. Мы с ней учились вместе в эстрадно-цирковом. Она — на вокалиста, я — на разговорника. Она тогда уже была молодец. Алина — пример, как можно быть коммерчески успешным проектом, не теряя своего лица. У нее есть стиль. 


Как относишься к тому, что ей «прилетело» после выступления на параде?

Ой, по-моему, того, что президент стоял и качался под нее на главном празднике страны, — достаточно. Тут не нужно ничего объяснять.

А то, что потом началось… Знаешь, наши люди любят перегибать палку плюс, к сожалению, среди украинцев много завистливых людей и консерваторов. Вот что им не так? Софию Ротару нужно было пригласить? Это же круто, это что-то новое. Это современная музыка. Кому-то куплет не понравился, кому-то шляпа, но это глупости Это прецедент. Это свежесть. Нюансы не важны.


Как ему удалось поработать с битмейкером, который написал «Old Town Road»?

Расскажи о сотрудничестве с YoungKio, автором бита в хите Lil Nas X «Old Town Road». Как получилось, что у тебя на альбоме два трека на его биты?

Мы с YoungKio сделали оба трека на мой альбом еще до того, как они с Lil Nas X сделали свой. Нашел я его совершенно рандомно в сети, и уже при первом прослушивании его битов оценил его качество и подход к делу. Малый явно шарит.



Давай поговорим о «трушности». У тебя в каждом клипе крутая тачка, и вообще ты производишь впечатление беззаботного обеспеченного парня. На деле же тачки не твои и ты пока не миллионер…


Можешь не продолжать. Тут все просто. Мое творчество — это художественное высказывание. Вот эти все «тру» штуки — очень странная вещь.


Многие считают, что рэпер должен говорить только правду…

Желательно чтобы вообще любой человек говорил правду, независимо от профессии, но это не относится к творчеству. Когда Тарантино снимает фильм, его же никто не критикует за то, что «такого не было».


Ок. Почему тогда твое творчество транслирует именно то, что транслирует?

Каждый мой клип имеет смысл и посыл. Это не просто желание пов***ваться типа: «Смотрите, у меня тачка крутая». Если в клипе есть автомобиль, значит, он для чего-то нужен. там не просто рэп ради рэпа. Есть куча отсылок к тем же кинорежиссерам, просто, опять-таки, нужно во всем пробовать разобраться, смотреть глубже. Человек или чувствует тот вайб, который я передаю, или нет. Если нет, нам просто не по пути.


У тебя были строчки относительно «уехать в Кали». Не было желания свалить и попробовать себя на западе?

Способы продвигаться на западе есть, мы уже работаем в этом направлении. А вот «свалить» — это не совсем актуальный вопрос. Конкретно сегодня — нет. Сейчас самое главное для меня — музыка. Я сосредоточен на новом материале, его будет много и он очень крутой. Относительно всего остального — время покажет.


Интервью: Михаил Правильный