Украинский рэп опять хоронят. Как же вы за***ли

Примечание: мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 

Все чаще натыкаюсь на статьи людей, заявляющих, что рэпа в Украине нет, или он есть, но какой-то не такой. Признаюсь, раздражает. Не потому, что больно за жанр, а потому что он есть и все с ним хорошо. 

По большей части вся эта «аналитика» основана на сравнении Украины с другими странами (преимущественно с Россией). Там, мол, гонорары, миллионы, концерты, а у нас — нет. Позвольте объяснить.

Украина — страна, которая развивалась по-своему, по-своему переживала войны, распад СССР, кризисы и прочие глобальные события. А это значит, что у нас свой путь. Не хороший и не плохой — свой. Нелегитимно сравнивать себя со Швейцарией или Россией ни в одном из аспектов — это другие планеты, которые пришли в ту точку, где сейчас находятся, СВОИМИ дорогами. 

Украинский рэпер физически не может в среднем набирать столько же просмотров, сколько Noize, Morgenshtern или Oxxxymiron. Дело не столько в музыке, сколько в арифметике (русскоязычных людей в мире больше, сама Россия больше, денег там больше).

Да в той же Исландии Herra Hnetusmjör является звездой, его клипы набирают сотни тысяч просмотров, он даёт концерты и отлично зарабатывает со стриминга, но в Исландии есть, мать её, экономика. А у нас её нет. 

Давайте называть вещи своими именами, мы достаточно бедная страна, в которой все институты (пока что) работают плохо. У нас, точно так же, как и рэперы, не зарабатывают врачи (есть пара крутых частных клиник, как в рэпе есть пара коммерчески успешных проектов). Говорит ли это о том, что в Украине нет хороших врачей? Конечно, нет. 

Тем не менее, уже много лет украинский рэп хоронят все кому не лень. Последняя капля — вчерашняя статья Вареницы (основатель PR-агентства Много Воды, самые удачные кейсы — Alyona Alyona и Alina Pash. В данный момент сотрудничество с артистками прекращено). 

Что вынесет из этого материала читатель? Тезис «Рэпу в Украине — пи***ц». Кто-то захочет оспорить, но у большинства, кликнувших на заголовок, не будет времени вникать в содержание и критически его оценивать. А вот у меня время есть. Ночь — чтобы спать, что ли?

Давайте вместе ознакомимся с текстом и прокомментируем ряд цитат. В программе — манипулирование, оценочные суждения и перепутанные факты.



«Первыми героями рэпа 2.0 в Украине стали две девушки — Alina Pash и alyona alyona. И все вдруг ожило. Возродился из пепла сайт Rap.Ua, Jägermeister проспонсировал рэп-премию в Харькове»

Не сочтите за самопиар, но фестиваль-премии Rap.ua Awards в Харькове стали возможны только благодаря идеальной (на тот момент) кредитной истории основателей портала — Антона Назарко и Никиты Деменкова. Мы бесконечно благодарны всем партнерам, которые поддерживали наши активности (Jägermeister, Puma, Tuborg, Uklon, фонды British Council и USAID), но, как и все молодые фестивали (тот же Atlas Weekend в первые годы), основные ресурсы находили внутри своей команды. 

Проводя первый Rap.ua Awards (кстати, за полгода до успеха Алёны и Алины), руководство портала сознательно уходило в минус — и не столько для прокачки оффлайн-присутствия сайта, на котором вы это читаете, а чтобы создать новое “место силы” для нашего рэпа. Так исторически сложилось, что Харьков всегда был субкультурным центром украинского рэпа — еще с первых фестивалей In Da House и ХарьковРапаСити, которые Крупин и ТНМК вспоминают в интервью до сих пор. 

Антона с Никитой, наверное, можно упрекнуть в нерациональном бизнес-подходе, но точно не в продажности и «нетрушности», за которые сайту rap.ua временами прилетает от комментаторов. По сей день работа rap.ua основана на энтузиазме нескольких человек, которым на этапе редактуры этот текст я не покажу, ведь знаю, что попросят удалить, потому что “хвалить себя — это отстой”. 

Это я все к чему: появились Alyona Alyona и Alina Pash — и мы восстали из пепла? Серьезно? Саша, да мы в этом пепле живем! Это наша естественная среда, из которой нам не нужно восставать. 

Мы будем рады, если появится пара-тройка конкурентоспособных рэп-СМИ, но этому не бывать, в том числе, потому что люди читают подобные статьи и думают: украинский рэп — говно и там нечего освещать. 



«Вслед за ними на рэп сделал ставку энергетик Pitbull»

Фактчекинг: энергетик Pit Bull (пишется раздельно, Pitbull — это рэпер, Pit Bull — энергетик) сделал ставку на рэп за пять лет до Вашей встречи с Лионом, о которой идет речь в статье. В дальнейшем Pit Bull Battle проходил ежегодно, а в первом сезоне там победил Симптом, которого спустя несколько лет все будут знать как автора титанического хита “Тает лед” и участника групп Грибы и Grebz. 

Не надо подстраивать причинно-следственную связь под свою картину мира.



«Но вот незадача… Довольно быстро выяснилось, что при всех этих обнадеживающих факторах рэп в Украине пока недостаточно хорош»

Недостаточно хорош для кого? Нет тех гонораров и сборов? Вернитесь в начало статьи — я там объяснил, почему. Или, может, не устраивает качество? Может, вам снэйр не нравится в треке Nemo322 (про снэйр — это старый рэперский мем, а Nemo322 — рэпер)?

Я вот назову 20-30 украинских рэперов, музыка которых мне нравится. Это странно, но нас читают люди, которые разделяют это мнение. 

Так недостаточно хорош для кого? Для продюсеров? Ну так вы погодите, те, кто разбираются в вопросе, ещё не появились и не окрепли финансово. 

Чтобы продюсировать рэпера одних бизнес-навыков мало (доказано Потапом и Лободой), нужно ещё и чувствовать жанр (доказано Иваном Клименко).

Может, украинский рэп недостаточно хорош для зрителей/слушателей, которые больше любят Басту и Morgenshtern? Возможно, здесь применима претензия про народные комплексы — «импортное лучше», когда-нибудь поборем. Это проблема страны в целом, а не качества музыки.



«Быстро сдали позиции новоиспеченные звезды жанра. Алина с каждым новым релизом все больше отдалялась от эталонного звучания дебютного сингла «Bitanga»

«Bitanga» и вправду получилась эталонной репрезентацией-визиткой новой артистки из Закарпатья, но кто назначил этот трек эталонным? На двухтомнике “Пынтя” были песни, как минимум, не хуже.

Работа артиста — не воспроизведение когда-то пройденного, не самозакатывание в тиски термина “one trick pony”. Рискну предположить, что и фразу: “Алина, надо еще трек, как “Bitanga” она слышала не раз. Не от Вас ли, Александр?

Кто знает, может, она прямо сейчас работает с новым саундпродюсером, который поможет написать такой нужный хит, с которым Алина, уже готовая звезда, наконец отправится в первый масштабный тур?



«Алену же подвело чувство меры. Всего за год она выпустила целых два альбома и около 15 (!) отдельных песен. Не сказав при этом ничего нового. Опять мемуары о детстве, буллинг, бодипозитив»

Рэпер обязан говорить новое в каждом треке — это что за нововведение? Алена, давай срочно как-то разнообразь! Посмотри на Гуфа, Мирона, Минаж, Асапа Рокки, Текаши, Боунса — у них что ни трек — новая тема. Бери пример. 

Алену многие на старте восприняли мемом. А за этот самый год и благодаря этим самым клипам и синглам она закрепилась в нише “рэп-артист для простого народа”, четче проговорила основные тезисы, стала не субкультурной, а универсальной, нравится нам это или нет.



«Alina Pash снимается в ролике «Возьми домой животное с улицы!» — но постит в инстаграм своего породистого котенка. Рэпер Хас читает о том, как он «сломал систему», — и тут же выпускает песни для радио с дудочками, как у группы Kazka»

Эминем убивает в песне маму, но мама жива, Джей Зи читает про гетто, но в нем не живёт, Канье проповедует, но чревоугодничает и занимается сексом, Стормзи упрекает попсу, но фитует с Шираном (я в эту игру могу весь день играть, но надеюсь смысл вам понятен). Получается, весь мировой рэп содержания не нашёл? 



«Группа Kalush, следуя примеру Алены, пробует усидеть на двух стульях сразу и завернуть социальный подтекст в мемасную жвачку для ютуба. Их свежий «Тiпок» — фановое видео на серьезную тему про борьбу с зависимостями»

Вот тут не дое***ься. Согласен полностью. 

«Остросоциальный рэпер Freel взлетает на синглах про Путина и Кремль. Зачем? Про Путина есть кому спеть. Там есть свои — Face, Noize MС, Oxxxymiron и многие другие вплоть до стендап-артистов Долгополова и Поперечного. И они читают и говорят о произволе кремлевской власти находясь там, а не здесь. Что особенно важно. Поэтому интервью у них берет BBC, а не Rap.Ua — при всем к нему уважении»

При всем уважении, за интервью к вышеперечисленным артистам мы не обращаемся только лишь потому, что они не из Украины. 

Кстати, интервью журналисту “БиБиСи” давал, например, XXV Кадр во время одного из баттлов в Москве. Это автоматически возвышает его над теми, кто интервью “БиБиСи” не давал? 



«Политическая сатира и критика своей, действующей власти — это вполне эффективный инструмент для давления общества на политиков. Очевидно ведь, что рэп про мэра Черкасс, брата Ермака, липецкую фабрику, рыбок Холодницкого, 6 тысяч поправок, «Велюр» и «выйди отсюда» зашел бы на ура. Но здесь нужен высокий уровень таланта, тонкое владение словом и главное — большая смелость. Такого рэпа в Украине пока нет. Увы»

Глава 94, Freel, Fame, Alyona Alyona, Marty, Denny Delta, Ритор, Архангел, Булик, Ярмак, Патронташ, Kesh, БРДК, Качевники не критиковали власть? Это я назвал имена, пришедшие в голову первыми. 

Нужен высокий уровень таланта и владение словом, чтоб написать про актуальный политический мем? Как у Притулы или у Шария? Через сколько дней (даже не месяцев) забудется трек про «Вийди атсюда, розбійник»? (Кстати, одноименный трек есть у Ритора — и то, что Вы о нем даже не слышали, более чем показательно). 



«INDT после чумового Barcelona моментально сдаются и уходят в постыдный тин-поп: один поет с Open Kids, второй (рэпер Wavy Dem) читает плюшевый псевдорэп в новом проекте Потапа U_C.»

Wavy Dem никогда не входил в INDT. Скорее всего, вы спутали его с таким исполнителем как Dred (понимаю, у них просто похожи прически)…

О какой рэп-аналитике мы здесь говорим? 



«И даже Курган и Агрегат быстро превращаются в анекдот, рассказанный дважды. У них явно не хватает новых идей, потому через несколько лет после вирусной «Вчителька» с Дашей Астафьевой в главной роли в новый клип на песню «Габелi» они приглашают… Дашу Астафьеву»

Два раза? За пять лет? Одну и ту же артистку? В клип? Бездарнее поступал только Тарантино с Тимом Ротом и Самюэлем Л. Джексоном! 



«Где-то рядом «Открытие года» от премии JMA — фанк-хоп-группа «Електромед». Их «призовой клип» на песню «Шуба-дуба» имеет все шансы на победу в номинации «Золотая малина». Он ужасен.»

О! Оценочные суждения подъехали. Отсутствие аргументов — это всегда хорошо, особенно для музыкального критика. И особенно для шефа агентства, на шоукейсе которого эта самая группа выступала в ударной обойме артистов, на которых делало ставку агентство Много Воды.



«Номинальное отсутствие конформизма и некую остроту ума демонстрирует совсем новая волна артистов из глубокого андеграунда. Палiндром (он же Кашляючий Ед), BRAT, Юрий Бондарчук, ponomariovv, СТАСIК (если Настя еще вернется в музыку), Гоня, Ешелон, SMLSKP. Но по большей части все искреннее, живое и смелое в украинском рэпе — это чистый DIY без перспектив в плане масштабирования, концертов, туров и роста влияния этих артистов» 

Гоня і SMLSKP — это новая волна. Дааа, новее некуда. Новая волна — это те, кого Вы раньше не слышали? 

Так DIY — это плохо? Мы, похоже, подошли к главному: для вас хороший рэп — это рэп масштабируемый и влиятельный? 

Ну тут, простите, индустрия, винтиком которой Вы, кстати, являетесь, пока не может предложить Паліндрому ничего дельного, как не смогла несколькими годами ранее предложить упомянутым Вандер Филу (кстати, никогда не выступавшему в Stereoplaza — фактчекинг!) и T-Fest. Это делает их плохими музыкантами? 



«В начале 2018 года я писал о том, что украинский рэп скоро станет лидирующим стилем на локальной сцене. Летом 2020-го я больше не вижу к этому реальных предпосылок» 

Александр, мы сами со своей культурой разберёмся. Мы — как СМИ, рэперы — как рэперы, слушатели — как слушатели. Не нужно петь панихиды, мы знаем, куда идём. Медленно, не всегда правильно (часто неправильно), ссорясь, споря, но мы дойдём, куда нужно. Украинский рэп всегда был зоной действий одиночек, идеалистов, которые делают музыку, потому что хотят что-то сказать, а не обогатиться на своем продукте. 

Системности, которая в силу ряда факторов присутствует в поп-сегменте, здесь нет — и странно ее ожидать или делать пессимистические выводы при ее отсутствии. Сформировать ее смогут не специалисты широкого профиля (при всем уважении, Александр), а инсайдеры, люди, которые, как бы пафосно не звучало, этим болеют и дышат, а когда много воды, дышать тяжело.

С глубочайшим уважением, редактор rap.ua, Михаил Правильный