Почему альбом Yarmak «Red Line» — не камбэк.

Последний альбом Ярмака «Restart» вышел три года назад. Название того релиза обещало новый этап в карьере артиста, но глобальных или просто заметных изменений тогда не случилось (если они и были, то со стороны не видны). 

Когда один из самых заметных артистов рынка надолго замолкает, я жду громкого возвращения с обоснованием, «кто тут папа». Если приводить зарубежные примеры — громче всех молчали Оксимирон, ярко вернувшийся с «Горгородом», и Эминем, камбекнувшийся с «Recovery» в 2010-м. Оба, как в свое время Ярмак, были на пике популярности в своих странах, плавно ушли и ярко вернулись Получилось ли у Александра? Мне кажется, нет. 

Анонсировав альбом-возвращение, артист обещал колоссальные изменения как в технике, так и в текстах. Отвечая на вопросы фанатов, Саша говорил, что до этого только учился, а сейчас выдаст на-гора все, что умеет и дропнет лучший альбом. 

Стал ли альбом «Redline» лучшим — судить не мне. Критериев много — от стриминг-цифр до концертных сборов (когда-то же концерты начнутся… наверное) — тут нужно ждать и смотреть, а вот обещанную артистом прокачку скиллов до высочайшего уровня оценить все-таки могу попробовать.

Разбирая релиз на составляющие, беру стандартную схему: общее впечатление, тексты, техника. Поехали. 



Общее впечатление

Альбом звучит. В некоторых треках есть интересные звуковые решения, а некоторые биты (например, на треках «Sound» и «Block») — это прям пушка (простите за клише, но пушка же). 

Без погружения в общий контекст часть треков вполне может залететь в тачку или плеер, а вот заслуга ли это непосредственно Ярмака — вопрос. С одной стороны — Саша крутой функционер — он может правильно подобрать бит, настроение, артиста для фита, команду для съемок клипа (видео на сингл «Че там у хохлов» — крутяк), но вот как МС часто проседает — и как раз на фитах это заметно сильнее всего. Как результат — лучшие песни на альбоме фитовые.

Не знаю, как это работает, но на совместках постарались как гости, так и сам Ярмак, зазвучавший уверенней и музыкальнее. Сольные треки не оставили настолько сильного впечатления, это наталкивает на мысль, что вместо сольника был бы более уместен и успешен реюнион Стольного Града, где Ярмак не лидирует, а дополняет рэп-коллег. Кстати, бросилось в глаза то, что экс-участники объединения читают о том, о чем хотят, — не стараясь подстроиться под Сашину идеологию. 

Мой друг, с которым вместе слушали альбом, в момент, когда Тоф зачитал про «танцующий косой» и торговлю белым на районе, вскинул руки вверх и закричал: «Я дожил до того момента, когда в треках Ярмака заговорили о наркотиках». 

Техника

Это было раньше и это есть сейчас. Как только Ярмак старается ускориться — слышно насколько это неорганично и напряженно звучит. Нет вайба, технически он делает все уверенно, мимо бита не мажет, но это почти всегда выглядит будто мальчик подсмотрел за папой-бизнесменом, который работает, подождал пока тот выйдет из кабинета, сел за его стол и начал решать вопросы по телефону. 

Быстро читать сегодня — не подвиг, а вот, когда ты именно «стелишь» на бит — вот это круто. Это получается у автора, когда он не пытается в фастфлоу, но, как только начинаются «перебежки», пробы даблтаймить и ломать ритм — слышно как тяжело это записывалось и давалось.

И снова про фиты: каждый из гостей (даже менее опытный Tricky Nicki) «разваливает» Ярмака по флоу, очень заметно, когда парты звучат «встык» (в случае с Фиром — контраст вообще адский).

После того, как Саша заявил, что прокачался технически — я ждал, что он наконец-то начнёт стелить легко, без напряга, но этого не случилось. Такие крутые биты, как на “Red Line” нужно убивать, обидно, что с функцией киллера справляются только гости. 

Тексты

Тут беда. До сих пор являясь одним из самых популярных рэперов в стране, Ярмак продолжает демонстрировать текстовую несостоятельность. 

Я сейчас не про посыл. Там артист верен себе (оппозиция, мотивация, социальная справедливость) и глупо было ожидать, что он будет читать о чём-то другом — за это фанаты и любят. 

Но что касается рифм и техники написания — все плохо. Ярмак замахнулся на сложносочинённые рифмы, но скилла (словарного запаса) не хватает. Как следствие мы получаем баянистые рифмы «запал (взрыв) — запал (влюбился)» или «колибри — калибре» (их на альбоме много и я не удивился бы услышать там «задело — за дело» или «на поле он — Наполеон»).

То же — с олорифмами. Когда не хватает навыка, они становятся притянутыми за уши и это режет слух: «Кару миров — пару воров», «Я призван истину в стихах хранить, но продолжаю будто Бах валить». Серьезно? Кару миров? Валить будто Бах? 

Если автор это прочитает и не согласится — пусть спросит у Фэйма, человека, у которого с двойными и созвучиями полный порядочек и из уст которого это не звучит как «Смотрите, я тоже умею рифмы не на глаголы». Сейчас 2020-й год, двойными-тройными-десятерными читать не обязательно, но если замахнулся на это — придется вывозить. 

Панчи — очередной провал. «Сегодня вы на пике — завтра головы на пике», «Правду через толпу несу как крест», «Дайте сцену менестрелю», «Потомки Каина», «Лечит будто ампула», «По душам была — Шамбала» — половина из этого превратит лица выпускников филологического в кринж-фейс (ампула не лечит, “по душам была” не говорят). Похоже, все эти строчки — банальная рифма ради рифмы.

Показательно, что самый более-менее свежий панч альбома («Твоя малая выбирает, когда я в ней, ведь даже в моно я звучал бы панорамней») принадлежит Тофу. 

И еще по общему содержанию альбома — в «Че там у хохлов» автор противопоставляет российским артистам и медиа свою позицию, рассказывает о том, как не боится говорить правду, но на альбоме практически нет прямых обвинений власти или панчей в адрес конкретных исполнителей. Есть намеки в сторону «Кадиллака» и общие фразы про войну (трек «Наступит день»), но это не та сила и открытость, которая обещалась в первом треке релиза. Да, большинство наших артистов не говорят и этого, но стоит ли на них ровняться, если уже ступил на «путь правды»?



Подытожим

Альбом «Red Line» точно не тянет на статус «камбэка» (причина — завышенные ожидание), но и не тянет на провал (вывозит звучание, фиты и сама событийность в контексте личности автора).

Ярмак по-прежнему яркая личность и крутой функционер, но пока не топ-эмси. Нужно отдать должное, рост есть и заметно желание учиться, но все эти «кары миров» пока выглядит как промежуточный этап (его проходили многие рэперы, вырабатывая стиль) и поиск чего-то нового. 

Уверен, что альбом найдет отклик у фанбазы артиста, возьмет свое на стримингах и на гастролях. Но самый ли это сильный Ярмак — уверен (надеюсь), что нет. Если громкий камбэк состоится, то это будет позже.




Текст: Михаил Правильный