«После съемки мы со Stormzy выкурили дружественный косяк» — как в Киеве снимают клипы мировым звездам

Украинская компания «2332 Films» попала в наш фокус после того, как сняла в Киеве клип для Stormzy. На деле же оказалось, что «2332» уже много лет на рынке, это украинская продакшн-компания мирового уровня, снимающая видео абсолютно разных форматов и уровней сложности (от клипов до рекламы). 

О съемках, работе со Stormzy, современном шоу-бизе, ну и, конечно же о рэпе, мы пообщались с Дашей Дерягиной — «главной по клипам» в 2332. 

В 2018 Дашу номинировали на UKMVA (крутая премия, проходящая в Лондоне, где из 300-400 претендентов в шорт лист попадает 6 человек), а в 2019 она номинируется второй раз (это первый номинант из стран бывшего СНГ за всю историю премии).

Сейчас на ее счету 33 клипа («и еще 4 архивных из невышедшего», — добавляет Даша).



Мы тут собираемся пояснить, что не Radioaktiv’ом (наиболее именитый продакшн в Украине, снимавший клипы множеству мировых звезд — от Майли Сайрус до Hurts, — прим. rap.ua) единым славится страна. Расскажи о 2332. 

В этом году 2332 Films исполняется 15 лет. Ее основатели Леся Сичкина и Саша Чернявский, которые работают на рынке видео-индустрии уже около 20 лет.

За последний год «2332» сняли 65 роликов, из которых 14 — это клипы.
Чаще всего работаем с Англией, Францией, Германией, Израилем и США. В штате работает +/- 15 человек: продюсеры, ассистенты продюсеров, продакшн менеджер, локейшн менеджер и т.д.



Теперь о тебе. Как давно ты в 2332 и чего успела натворить там за это время?

Я присоединилась к команде 4 года назад, успела поработать на площадке ассистентом продюсера. Спустя год поняла, что мне бы хотелось снимать клипы, потому что это творчество, которое приносит результат.

Я стала активно привлекать компании из Лондона, и за первый год мы сняли 13 клипов. После чего к я возглавила «отдел клипов» (Head of Music это называется в индустрии). 

Все достижения и победы приобретенные за три года работы продюсером, я разделяю со своей крутой командой. Я искренне горжусь каждым человеком на съемочной площадке с которым работаю и полностью уверена, что это только начало на пути нашего общего успеха! Потому что у нас есть стиль.

Пару клипов от «2332 Films»


Как вас находят музыканты? Вы к ним стучитесь, или на вас выходит их менеджмент?

Я бы сказала, что тут основное — наша репутация и личные знакомства. Те кто с нами работали рекомендуют нас своим друзьям и партнерам — так, чаще всего, строится нейронная сеть клиентов. В этой сфере очень важно работать с проверенными людьми, так как масс-маркет продакшенов сейчас растет, а качество производства — падает.


Stormzy. Как проходило все от подготовки до поста и реализации?

Это не первая наша работа с этим продакшном. У нас хорошие партнерские отношение с Compulsory (компания, занимавшаяся клипом со стороны Stormzy, — примечание rap.ua). 

Stormzy — это уникальный проект. График был очень плотный, без времени на обед и перекур, так как съемки подстраивались под свободное время артистов. В воскресенье мне позвонил английский продюсер и сказал, что в пятницу нужно снимать. В этот момент мы даже не думали о том возможно ли это, мы просто сказали: ждем вас!

В ту же ночь режиссер оператор и продюсер вылетели в Киев. 

За два дня мы успели посмотреть более 15 локаций. Вся команда работала круглосуточно: днем мы создавали съемочный план и раскадровку, кастинговали этнических актеров, утверждали образы, продумывали логистику, а ночью согласовывали все детали с лейблом Atlantic Records и артистами.

Интересных деталей во время подготовки было много: от продумывания трюков с каскадерами до создания именной короны для Stormzy и специального оборудования для трюка с Headie One. Съемки длились 18 часов. Вся съемочная группа была порядка 120 человек. 



Как вели себя Headie One и Stormzy?

Артисты Headie One и Stormzy приехали в Киев за день до съемки, чтобы финально утвердить детали. Как и у любого рэпера, у них есть райдер, но он очень даже вменяемый. В основном состоит из продуктов здорового питания. Ребята не выдвигали завышенных или невозможных требований.

Во время съемки Headie One легко шел на контакт. Самым непростым было, когда его закрепили на специальном риге/оборудовании (который был создан/собран специально для этой съемки) для создания оборота 360 градусов. Не смотря на все сложности, Headie One охотно с легкостью соглашался на все трюки и шутил со съемочной группой. 



А Stormzy?

Stormzy достоин всех похвал за эту работу. Он очень уверенно и легко выполнял каскадерские трюки. Чем сложнее была задача, тем больше он был вовлечен в процесс. Stormzy во всем доверял режиссеру и нашей команде, никогда не просил переснять или сделать дубль. Его перфомансы безупречны. 

После съемки мы выкурили дружественный косяк, и он признался, что его впечатлил Киев своими масштабами, возможностями и андеграундом.  

Единственное, что мы не успели снять, — это волки. Забавно, что они даже приехали на площадку, но график был настолько интенсивный что на этот кадр не хватило времени — артисты улетели домой прямо со съемок. 



Какой был бюджет этого клипа (если нельзя назвать сумму — дай какой-то эквивалент/метафору/ребус/намёк).

Бюджет этого проекта стоил как хорошая квартира в центре Киева.


Что именно делала в этой всей истории ты?

Я, как продюсер, отвечала за организацию всех департаментов, контроль подготовительного и съемочного процесса, распределение бюджета и несла финансовую ответственность. 





Очень часто в Украине снимают клипы/фильмы зарубежных артистов. С чем это связано? 

Это связано с тем, что за последние 5-7 лет мы развили высочайший уровень сервиса в сочетании с качеством и ценой. В Украине очень сильная техническая съемочная группа, те, кто отвечают за камеры, свет, краны, каскадеров и т.д

Конечно же, начиналось с того, что это финансово выгодно и дешевле, чем в любой стране Европы. Это привело к нам на рынок много мировых режиссеров, операторов и компаний, у которых мы учились лучшему, — в итоге стали лучшими в сервис-продакшн индустрии.



Как тебе современный украинский шоубиз? Хороших клипов достаточно? 

Обожаю этот вопрос. До видеопродакшна, я работала в Kruzheva Music c Юрой Бардашем. С тех пор слежу за украинским шоу-бизнесом, и должна признать, что ситуация становится лучше, но нужно время.

Меня радует и вдохновляет появление проектов как Alyona Alyona, Alina Pash, ДахаБраха, Грибы и другие экспериментальные творческие единицы. Также активно развивается электронное направление и культура качественных диджеев.

Все это говорит о том, что прогресс есть. Медленно, но уверенно мы идем к самодостаточной многогранной музыкальной культуре. Шоубиз — это колхоз. Колхоз нужно менять в сознании людей, в воспитании детей.



Но для многих мерилом качества по-прежнему является канал М1…

Те, кто руководствуются форматом М1 — обречены на неудачу в наше время. 

Телевизор перестал быть источником качественного контента. 



А теперь давай про рэп. Есть в Украине кто-то за кем следишь и есть ли у них крутые клипы?

Честно говоря, я мало об этом знаю, но когда думаю про украинский рэп — мне в голову приходит только несколько имен: Симптом, 4atty, Wavy Dem, Alyona Alyona, но не приходит на ум ни один клип, который бы удивил или вызвал эмоции больше, чем «прикольно».

Если Грибы — это рэп, то лично мне кажется качественным клип «Копы».



Вопрос от молодых рэперов. Можно ли снять клип без бюджета?

Можно, но редко. Качественная картинка стоит денег, как и любой качественный товар. Это можно сравнить с едой: можно ли без денег поесть? Да, но еда будет отличаться от ресторанного меню. 

Бюджет нужен для того, чтобы нанять профессионалов (желательно в каждом департаменте) и получить качественный контент на выходе.

Схема «возьмем друзей и кентов и что-то снимем в ночном городе на парковке» — больше не работает, если мы говорим о качестве.

Бывают редкие случаи, когда идея сильнее бюджета. Творчество во имя творчества. 

У нас был такой опыт, например, снимали на действующей зоне, с заключенными вместо актеров, или клип Apparat «Heroist» — творчество на грани сумасшествия. 




Какими навыками/образованием должен обладать человек, которого до сих пор называют странненьким словом «Клипмейкер» ? 

Понятие «клипмейкер» мне ни о чем не говорит, так как съемочная группа клипа состоит минимум из режиссера, продюсера, оператора постановщика, стилистов, художников-постановщиков, технической команды. Это минимум 45 человек на площадке.

Насчет навыков — этот человек должен свободно владеть английским, обладать стилем и быть стрессоустойчивым.

В этой сфере всегда приходится преодолевать самые невообразимые форс-мажоры: сегодня у тебя на площадке 400 человек массовки, а завтра ты узнаешь, как привезти на съемки три бенгальских тигра!



Если попросят вспомнить самый-самый клип за всю карьеру — что это будет? 

Самый мощный за прошлый год был Slenderbodies, когда мы 4 дня провели на зоне.

Кому интересно — об этом я много рассказывала в интервью The Village. 

А вообще я обожаю все проекты, которые продюсировала. За каждым стоит уникальная история. Всегда говорю: «when I shoot — I don’t miss».



У тебя есть «клип-мечта» или артист, с которым мечтаешь поработать?

Я не мечтаю о клипах и конкретных коллаборациях, потому что в наше время возможно все. 

Ставлю себе цель посотрудничать с первым эшелоном артистов и режиссеров.

И хочу снять клип — бюджетом в один миллион фунтов. Думаю, артист который может себе это позволить — точно мне нравится. 



И на десерт — какой твой любимый рэп-клип?

ScHoolboy Q ft. E-40 «Dope Dealer».



Интервью: Михаил Правильный