new

Афіша

Приєднуйтесь до нас!

Тексти
25 марта 2019, 13:54

Почему альбом Артема Лоика «Спасибо» — крут

Артем Лоик — одна из самых противоречивых (а поэтому и самых интересных) фигур в украинском рэпе. Про него давно говорят, что многие фишки и даже мимику украинец подсмотрел у Эминема, но а) такие заряды уже давно протухли и едва применимы к артисту, которым Лоик является сегодня; б) один позаимствованный элемент у автора «Marshall Mathers LP» Артем, все-таки, оставил, — причем овладел он им мастерски. Это способность вскрывать себя.

Не так давно в сети появился восьмой по счету альбом полтавчанина «Спасибо». Да, это, как и всегда, рефлексия, но в этот раз она «раскачана» до восьмидесятого левела.Такое впечатление, что Артем решил не просто покопаться в себе, а вырыть котлован.

Мы же, беря пример с автора, тоже решили податься в детальный анализ и прямо сейчас препарируем альбом, вычленив основные его детали.

ТЕМЫ

На релизе собраны все темы, актуальные для нормально живого человека/музыканта в 2019 году:

Семья: от желания «купить жене и маме лучшие платья» до констатации бифа между жизнью и творчеством («вспоминается мой сын - забывается строка»)

Деньги: от философского непонимания, «на что тратить», до бытового желания «побольше студию, поменьше аренду».

Любовь: песня «Жить», пожалуй, самая красивая на релизе, и она вся об этом.

Творчество: Исполнитель знает, что «музло его не спасет», но «пока не упадет», двигается дальше. Если раньше в текстах песен и интервью он говорил об уходе из рэпа, сейчас, вроде бы заявляет о принятии всех связанных с музыкой вызовов и прекращать не собирается.

Страна: тут отдельно хочется упомянуть наличие у исполнителя яиц.

Ты скажешь за культуру, череду русских концертов,

но благодаря этому туру, — ты слышишь все это.

На время не с протянутой ладонью,

каким привык меня частенько видеть дома,

точнее не видеть, — ни альбомы, ни книги

не читает и не слушает ни Полтава, ни Киев.

Парадоксально, братик, — заказы с России…

На мне поставили крест или перекрестили?

Естественно эти строки вызовут праведный гнев «политсознательных» граждан Украины.

И скорее всего, основу этого гнева составит тот факт, что Артем говорит правду, которая вдвойне обидней, - где-то его ценят больше, чем дома.
 

ФЛОУ

В википедии написано, что Артём «добре володіє фастфловом». На ранних этапах творчества исполнителя случалось так, что «фастфлов» звучал так же неуместно как и само это слово.

На последнем же альбоме Артём окончательно избавился от тараторки ради тараторки, что значительно усиливает общее впечатление. Козырять «скорострельностью» в 2019 - не комильфо, а вот интонировать, как в треке «Лодка», - круто.
 

ТЕКСТ

Здесь, как и в предыдущем пункте, значительно заметен прогресс. Ранее автор гонялся за супер-двойными-панто-созвучия-эхо-ало и прочими рифмами. Из-за этого порой страдал смысл и уши слушателей.

«Спасибо» хоть и грешит изредка спорными сочетаниями в стиле «поддуло- под дуло» (ну хоть не «задело-за дело»), или «пластмассовый - пласт массовый», но этого стало значительно меньше, чем в предыдущих работах.

А ещё стало меньше душного литературного снобизма. Назвать альбом в честь эпизода, описанного в «Махабхарате», - это перебор (речь о предыдущем альбоме Артема), а вот цитировать Гумилева, или отсылаться к Дону Хуану никто не запрещает (целый калейдоскоп литературных отсылок есть в треке «На прощание»).
Основной образ альбома - огонь. Автор просит Ветер его раздуть, в треке «Свеча» переосмысливает темы «горения» (о подобном говорил Макаревич в «Костре»), “топит баттловыми скелетами из шкафа камин, и еще тысячей способов играет с классическими метафорами о пламени, искрах, затухании, и.т.д.


Если говорить о текстовой составляющей в целом - Артем всегда был довольно неплохим лириком, и на альбоме есть ряд песен, где эта планка была повышена. Главные - «Крест», «Манекен», «Цой».
 

ЗВУК

Если не ошибаюсь, Артём никогда не работал с одним саунд-продюсером, а собирал «с миру по биту». В этом плане на «Спасибо» ситуация не изменилась. А вот то как звучит сам Лоик- это, наверное, главный сюрприз альбома.

Очень много аллюзий на рок. Причём аллюзий удачных. Причём на не на американский и британский, а на советский. Если разбирать песни на молекулы, можно разглядеть влияние Башлачева, Бутусова, Цоя, БГ и ещё 5-7 постсоветских атлантов.

Что? Нет, не байт! Именно влияние, в хорошем смысле этого слова.

Не обладая выдающимся вокалом, Артем подаёт все мелодично и круто. Это то, чего не хватало, и то, что приятно слушать - не важно, любишь ты рэп или нет.
Хороших песен много, самая - «Цой».

ВЫВОД

Кажется, что Артем наконец-то нащупал оригинальный авторский стиль, в отличии от ответов на множественные личные вопросы. И, как минимум для творчества, это плюс, потому что для слушателя вряд ли есть что-то интересней, чем самокопание артиста.

Мы продолжаем наблюдать за эволюцией Артема, его упорством и попытками разобраться в себе. Как показало препарирование - делать это с каждым релизом все интересней.

 

Михаил Правильный

Опубликовано 25 марта, 13:54