Знайдіть Френка Оушена, Lil Uzi Vert та Роналдіньо у кліпі Bad Bunny
Що?
В рамках спецпроекта с PUMA мы начинаем рассказывать о самых интересных артистах, формирующих украинскую рэп-сцену в данный момент.
17-го ноября. Арт-завод “Механика”. “PUMA RAP.UA SHOWCASE”. Kyivstoner, НКНКТ, Kavabanga & Depo & Kolibri, CYGO: Купить билеты
Продолжая цитату в заголовке, так думает не только участник Грибов. Яша НКНКТ — победитель в категории “Прорыв года” первой церемонии RAP.UA AWARDS.
Его хищный нью-олдскул (“новая волна старого дерьма” — как он сам характеризует свое звучание) замер на острие между трендовым саундом и эстетикой бумбэпа, по которой все чаще слышны ностальгические вздохи. Вот эта трушность в нем привлекает моментально, как и сформулированная в тексте интервью уверенность, что выбравшись из глухой провинции, надо во что бы то ни стало нести слушателю свет, становиться для него примером. Слова с делом у Яши не расходятся — сам он рассказывает, как вредные привычки заменил кикбоксингом, и что намерен дать бесплатный концерт в родных Лубнах.
Ниже — истории о том, как НКНКТ познакомил будущих участников Грибов Симптома и 4atty, как откатал тур по стране с группой Мосты и целый месяц жил в подъезде. И о долгожданном альбоме — он будет, он готов, он уже скоро.
Когда альбом, Яша?
Он готов. Называется “20420”. На нем 20 треков. Их я писал в период зарождения нашей новой студии и команды 420Production. Если учитывать релиз, который я делал в составе Водныйбразерс, это будет мой четвертый альбом. Я уже давно в рэпе: с пятилетнего возраста пишу и танцую брейк, первый трек записал в 12.
С 5 лет пишешь?! Это как?
Отец принёс кассету “The Eminem Show”. Я разучивал тексты, не понимая слов. Пытался, хотя бы, фонетически повторить. Родителям понравилось и мама говорит: “Попробуй написать своё”. Учила меня рифмовать, я в шесть лет выдавал: “Собака-ломака”, типа того.(смеётся)
У мамы где-то архивы тех лет есть. Если не ошибаюсь, я просто дома год не был, есть даже мой первый трек: “Бедные дети живут без родителей, бросили их родные кормители”. У меня был кент из детдома, я вот написал про него.
Ты однажды охарактеризовал свой стиль фразой “нью-олдскул”. Как это?
Нью-олдскул — это новая волна старого дерьма. Мне не нравится, что фрешмены, которые сейчас появляются, не углубляются в основы. Они работают так: написал простенький текст под модный бит, набрал просмотров — и понеслась. Артисты-однодневки. Новая волна старого дерьма – это, например, последний альбом Смоки Мо. В его исполнении мне даже автотюн нравится. У него это настолько грамотно, с соблюдением жанровых основ. Современные фрики на такое не способны. Нью-олдскул — это классический хип-хоп с новым дыханием. Он ритмичнее, мелодичнее, позаимствовал кое-что у других стилей.
Чем тебе не нравятся фрешмены?
Это не всех касается, есть очень сильные с хорошей музыкой. Мне нравится Joey Badass, Denzel Curry и др. Недавно я посмотрел клип одного из фрешменов, он наливает малым в стаканы фиолетовый lean? Жесткая пропаганда! Знаешь, что такое “лин”? Я, к сожалению, знаю. А чушь, которую он говорит в треках? Мне больно это слушать. Не скажу что я хороший пример для молодёжи, но я хочу к этому идти.
В чем этот пример?
Рэп – это не цепи, летающие банкноты, голые тёлки и тачки. Рэп – это способ донести до людей идеи, которые заставят шевелить их мозг, подумать, что мы не созданы лишь для того, чтобы мыслить стереотипно, жить, как живёт большинство, основываясь на том, чем нас кормят из ящика интернета. Если мы хотим расти – мы должны всегда думать, изучать, анализировать.
Что новое поколение растеряло в сравнении с олдскулом?
Позицию. Настойчивость. Пробивание. Создание чего-то такого, чего прежде не было. Исторически сложилось, что эту музыку придумали темнокожие. Их права ущемляли, они боролись, это формировало культуру. Олдскул учил, что хип-хоп — это единство, комьюнити, любовь.
Ты упомянул, что год не был дома. Почему?
Потому что работаю в Киеве. Тут наша студия. Недавно уволился из магазина Nike. Долго работал продавцом-консультантом, двух выходных в неделю мало, чтобы уезжать. Подзаработал немного денег и понял, что “заканчиваюсь” по чуть-чуть. Ничего не радовало, даже перестал писать. Вавилон начал меня кушать, и я понял, что нужно собирать деньги и возрождать студию. Тут раньше был просто обитый звукоизоляцией гараж, без туалета и ванны. Была одна звуковая карта, микрофон и динамики. Даже не мониторы, а обычные колонки. Потом мои друзья, в частности Тихон (Голос Донбасса) и Рома Хам привезли мониторы, еще одну звуковуху, миди-клавиатуру. После этого к нам присоединился Донни, который сделал огромный вклад в развитие и стал моим менедежером. Все пошло как надо, было все что нужно и мы решили переезжать. Теперь 420Production работает на легендарной киностудии имени Довженко. Основана в 1927 году!
Теперь нашей команде 8 человек: Я, Донни, Smuff the Quiz (раньше был в составе «Падваротня»), Тихон («Голос Донбаса» в 2003 взял «Rap Music»), Хам, Валерчик, Муерто, Амир и мы постоянно работаем. Скоро все услышите.
Ты год не был дома. Где этот дом?
Город Лубны, 45 тысяч населения. Крутой, но сейчас, по словам родителей и друзей, деградирует. Это грустно. Когда я жил там, было полно талантливых людей. Мы на доске с корешем гоняли, Бодей Порада, он сейчас один из сильнейших по скейтбордингу. Я вот когда в последний раз приехал туда, сломал руку. Классика: сначала, когда встречаешь кентов, все друг другу рады, а к вечеру, когда напьются, начинаются драки. Хочу поехать с бесплатным концертом в Лубны. Знаю, что меня там жду. Хочу местных зарядить по-другому.
А как ты можешь это изменить?
Дам хороший концерт, чтобы люди могли понять, что любой может достигать успеха, неважно где он родился, вырос как учился. В школе я плохо учился, сидел писал текста, рисовал, пока мои одноклассники хорошо учились. Сейчас многие не пытаются чего-то добиться, они там и застряли. Им не хватает элементарной мотивации.
По-твоему, артист не только должен делать музыку, но и менять мир?
Cто процентов! Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир. Я не считаю себя каким-то великим, но если мы хотим изменить мир – мы должны изменить свой внутренний мир. И этого достаточно. Люди будут просто следуя примеру делать то же самое. Всё есть внутри нас уже – все хорошие качества. Мы должны просто захотеть раскрыть всё это. И показать всему миру, что это может сделать каждый. Есть пару музыкантов которые делают это. Они отвечают благодарностью своим слушателям. Элементарно выходят на улицы и раздают деньги, кроссовки, одежду. Важно помогать нуждающимся. За счет музыки ты добиваешься уважения, а потом, когда ты уже на респекте, можешь помочь и сделать то, чего давно хотел.
Я удивился узнав, что ты и на украинском читаешь.
Бывает. Пацаны в украинском рэпе лучше начинают относиться к новой школе. Я люблю и уважаю наш украинский рэпчик, но я на нём не рос. Я не думаю о языке, когда пишу текст. Просто делаю так, как хочет моя душа. Бывает на украинском, бывает на русском. Слова на украинском короче, это сближает его с английским. В нём есть формы, которые позволяют легче рифмовать, подбирать слова по тональности.
Правда, что ты какое-то время жил на улице?
Было такое. Пока жил общежитии, я одолжил у семьи и нормальную сумму денег на открытие студии. Назвали её “How High”. Я замутил хорошее помещение на три комнаты, а пацаны — аппаратуру. Сразу настаивал на том, что мы здесь занимаемся строго музыкой. А пацаны же все с района, все эти движения, хасл, купля-продажа. Иногда я уезжал в Лубны и, возвращаясь, замечал, что там происходят какие-то движения криминальные. Потом хозяин помещения сказал мне, чтобы я собирал вещи и уходил, потому что завтра приедут копы и будут нас закрывать. У них уже всё было собрано на моих пацанов. Я был в шоке. Собрал вещи, всю аппаратуру, и мы слиняли.
Изначально я вписывался у друзей, ну а потом и с этим начались проблемы. Деньги я одалживал с тем условием, что сниму себе квартиру. Поэтому дома никому не мог сказать, что мне негде жить. Пацаны не могли вписать, все отворачивались и появился у меня подъезд. Днём я мог к пацанам залететь, душ принять, привести себя в порядок, но остаться с ночевкой не мог. Поэтому приходилось ночевать в падике. Такие моменты позволяют лучше изучить себя и других. Но все со временем налаживается, я устроился в Nike, бросил вредные привычки, начал ходить на кикбоксинг.
Это кем нужно быть, чтобы не пустить к себе дружбана без крыши над головой?
Как говорится, друг познается в беде. И когда мне негде было ночевать, это и проявилось.
“Я бросил все вредные привычки” — что это?
Даже не хочется всё это озвучивать.
Давай про спорт. Почему кикбоксинг?
В Nike я работал с чуваком, который занимался в хорошем клубе. Там все пацаны — чемпионы мира. Боевые, с районов, без криминальных историй. Однажды сходил с ними в кино, они предложили залететь на тренировку — и понеслась. У меня даже есть медаль по полуконтактному бою, на соревнования ездил. Потом у меня дважды плечо вылетало, пришлось делать операцию. Чтобы накопить на неё, мы сделали благотворительный концерт с 044 Rose, Kyivstoner. Это сильно помогло. Не знаю, что делал бы без их помощи.
Сколько понадобилось?
25 тысяч. Зато больше оно у меня вылетать не будет.
Попадал в ситуацию, когда твоей жизни что-то угрожало?
Каждую неделю попадаю. Вот на Пасху нас с кентом чуть не порезали. В Киеве есть такой район на окраине, Борщаговка. На нас прямо на парковке налетел тип с разложенной бабочкой. Что хотел — непонятно. Я ему говорю: “Братан, не гони. Христос воскрес же, сильный праздник”. Он говорит: “Внатуре! Христос воскрес. Сильно” — и мы разошлись. Real nigga shit.
Это история, когда драки удалось избежать. Расскажи, когда не удалось.
Это на работе случилось. По непонятной причине на меня взъелся бодибилдер из соседнего магазина. Видимо, накачался и поверил, что всё в этом мире ему по силам.
Он вызывающе себя вёл, заходил в отдел, где я работал, нёс чепуху пацанам про меня, я хотел с ним поговорить узнать что за проблема у него, но разговора как такового не было, была драка. По ходу неё и вылетело плечо. Он видел что у меня плечо в другую сторону торчит но продолжал добивать, душить. Ну ничего, он своё уже выхватил, всё в прошлом. Потом пришлось решать эту проблему с плечом. Вот в этом плане я дурак, конечно. Самый лучший бой – тот, которого удалось избежать.
Твое знакомство с 4atty. Как это было?
Я – школьник из Лубнов, приехал с корешем в Киев снять видеоприглашение на концерт ОУ74. Отсняли и уехали обратно. После этого мне в личку ВКонтакте написал 4atty aka Tilla, что я будущее украинского рэпа. Я был в шоке.
Он сам тебя нашел? Увидел видос и написал?
Так и было. Мы тогда как раз делали альбом с Водныйбразерс, и он предложил выпустить его как бы от Мостов. Так и сделали: никаких контрактов, просто значок Мостов на обложке. Потом я переехал в Киев учиться, и мы познакомились лично. Однажды он звонит мне: “Подъезжай к станции метро Университет”. Там рядом билетные кассы, он как раз покупал билеты в концертный тур. Так сложилось, что, когда он покупал билеты, то сразу взял и мне.
Я присоединился к туру Мостов по Украине, был в большинстве городов. Даже в Могилёве-Подольском на границе с Молдовой. Я эмсил на движухах, ему с Mono понравилось, как я представляю их выход. Тогда он сказал: “Записывай новый альбом у нас, возьмём тебя на Мосты”. Это был период, когда Мосты уже распадались. Я пришёл записать альбом, подзарядил 4atty и Mono немножко энергией, вроде как лучше стало. Выпустили, но на Мосты я так и не попал.
Начался развал группы?
Всё уже было на непонятной ноте. Я постоянно был в недоумении, но всё равно продолжал делать своё дело. Видел, что таким образом разряжаю обстановку. Мосты распались, у них — свои проблемы, у меня свои. Решил, что теперь нужна своя студия, вот как раз тогда и деньги решил одолжить. Ты уже знаешь, к чему это привело. На этом наши дороги с Мостами разошлись.
Разошлись? Я видел у тебя в инстаграме фотку с ним.
Разошлись по работе, а так мы часто встречаемся на каких-то тусовках, общаемся.
4atty что-то говорил? Над чем-то работает?
Это ты у 4atty спроси.
Что тебе сильнее всего запомнилось в туре Мостов?
Любовь людей. Видел хорошее отношение, профессионализм в организации. Да и вообще, увидел, как это всё происходит. 4atty меня научил, как быть профессионалом.
Кстати, я познакомил Симптома с 4atty когда Мосты искали звукорежиссёра из-за моментов 4atty и Mono. Илья сказал, что ему нужен хороший тип. У меня такой был. Симптом — образованный спец. Привёл его на Мосты, они познакомились и с того момента началось их общение. Они очень похожи,я увидел связь между ними, отвечаю.
Мы с Симптомом раньше очень плотно дружили, каждый день созванивались. Я ему говорил, что он мой любимый рэпер, он — что я его любимый рэпер. А потом так сложилось, что мои вредные привычки подпортили мою репутацию, хотя, Симптому всегда было плевать на мой образ жизни. Но это в итоге наложило свой отпечаток, мы отдалились друг от друга.
Studio Jam Cypher. Что это и зачем?
У нас есть Валера KievRastaMafia, он у нас отвечает за видео. Сайферы мы делаем, чтобы все, кто приезжают на студию, прочувствовали ту хип-хоп атмосферу. У нас все приходят и объединяются, понимаешь? На сайферах у нас встречаются люди, которые до этого друг друга ни разу не видели, а звучат будто на одном фите. И вообще, мне кажется это показывает истинное лицо рэпера. Когда ты — просто то, что делаешь на камеру. У нас при записи ничего не вылизывается — ни аудиодорожки, ни монтаж.
Меня удивило, как ты реагируешь на выступление UA Kid.
В каком смысле?
В том, что он тебе нравится. Я лично не вижу в его музыке ничего интересного.
Потому что читает на английском?
Проблема не в языке. Проблема в том, что там нет биения жизни. У тебя оно есть. UA Kid — это пока что подражание чужому стайлу.
Опять же, рэп бывает разным. Тут вопрос в том, хочешь ли ты его принимать. Влад ничего плохого не сделал, только хорошее. Я всегда его поддерживаю, ведь это хип-хоп. Если я захочу в нём изменить то, что ты сказал, он сначала должен захотеть меня услышать. А чтобы он услышал, я должен быть ему близок, выкупаешь? Он хороший малый по жизни, идёт к своей цели, пытается. Уважаю.
У клипа “Я тут как тут” 480 тысяч просмотров на YouTube. Вы вложились в посев?
У меня есть менеджер, который этим занимается. Я делегировал ему эти вопросы. Если честно, по поводу посева я даже не уточнял, что куда.
Там дохрена просмотров, но не так уж и много реакций — лайков, дизлайков, комментов.
У наших людей такой менталитет: пока не признают максимально, не будут ничего писать, комментировать.
Ты же признался семье про студию?
Да, всё рассказал как есть. Я однажды приехал и прямо сказал маме: мне нужна помощь. Она видела, что я худой и грязный. Перезаняла мне денежку. Это ещё одна причина восхищаться мамой. В жизни было столько всяких моментов, но она единственная, кто никогда не оставлял.
Андрей Недашковский (the-flow.ru)