Три урока, которые рэперы могут вынести из фильма «Джокер»


«Джокер» — исследование генезиса зла, кислотный комментарий о гуманизме и фильм, отзывами о котором прямо сейчас забита вся ваша френдлента.

В таком случае велика вероятность, что рецензии о нем вы уже читали. Поэтому наш автор решил рассказать о нем по-другому: через призму уроков, которыми стоит вооружиться не столько будущим злодеям, сколько начинающим рэперам.

А если вы, все-таки, ожидали рецензию на фильм, то ее не будет. Как и сама картина — этот текст о том, что чужое мнение ничего не значит.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, читателей портала и всех остальных.





Урок 1 «Слабость — не порок»

Условия задачи:

Давайте сразу условимся: Джокер Тодда Филлипса — не обаятельный злодей-трикстер, который влюбляет в себя авантюризмом, спонтанностью решений и креативом. Это не персонаж канона и не герой кино-комикса. Готэм здесь взят исключительно в качестве декорации (причем абсолютно необязательной, что абсолютно не делает фильм хуже).

Так вот, секрет популярности героя этой картины в том, что он слаб.

Артур Флек (Джокер) — человек, в жизнь которого, как в плохую шаурму, напиханы все штамповые траблы человечества: неполная семья, проблемное детство, родительское давление, комплексы, наследственные заболевания, непонимание коллег, мудак-начальник, страх выразить свои мысли, а главное — сложность адаптации в коллективе.



Мысленный эксперимент:

Вы испытывали дискомфорт по поводу хоть одного из этих пунктов? 


Хоакин Феникс гениально изобразил слабого человека, который не понимает что в этой слабости не так. Почему он не может жить с этим букетом среди других людей? Первая фраза, произнесенная героем в фильме: «Дело во мне, или весь мир сошел с ума?». 

Мы находим себя не в психопате, рандомно убивающем людей, а в человеке, который не идеален, но не причиняет этим никакого вреда. Об этом мало говорится в современном искусстве. Мы живем в эпоху сильных личностей, когда модно чего-то добиться, что-то превозмочь, кого-то победить.

Флек не хочет этого, а в глубине души этого, наверное, не хочет никто.

При чем тут рэп:

По какой-то странной причине считается, что рэп — музыка сильных людей, альфачей и победителей. Вместе с этим наиболее популярные исполнители (как украинские, так и зарубежные) — это за редким исключением люди, демонстрирующие свои слабости и с удовольствием в них купающиеся. 


Мысленный эксперимент

Перечислите свой топ-10 рэперов и там такой будет не один.


Вывод: 

Если хочешь быть популярным, но в каждом треке рассказываешь, как покурил-заработал-трахнул-победил-превозмог, есть вероятность, что тебе не поверят. Таких людей не существует. Да, у Биг Рашн Босса получилось, а вот у Джокера — нет. И у тебя не получится.




2. Ищи свой путь, формулируй свой стиль

Условия задачи: 

В одной из финальных сцен Артур Флек обвиняет систему в том, что она «решает, что смешно, а что нет» и наказывает ее за это. Собственно, тема борьбы с системой — главная в фильме. Нам показывают мерзкого богача — Томаса Уэйна (по канону — отец Бэтмена), который баллотируется в мэры, плохое вечернее шоу, которое является рейтинговым, и «сильных мира сего», не считающихся с народом. 

Фильм обвиняют в пропаганде агрессии, на самом же деле он показывает то, что каждый из нас чувствует: мы не хотим, чтобы нам указывали как жить.

В кино общество, вдохновившись слетевшим с катушек клоуном, протестует против этого, причем крайне радикально. Для них Джокер становится иконой борьбы с системой, человеком, который не захотел быть ведомым. 

Но на самом деле режиссер не пропагандирует насилие, он четко дает понять, что Артур Флек не герой. 

В борьбе за независимость от системы он становится зависимым от своей болезни и становится психом, что вряд ли лучше.


При чем тут рэп:

Ни для кого не секрет, что медиа часто диктуют массовому зрителю, что смотреть и что слушать. 



Мысленный эксперимент:

Попытайся вспомнить рэпера, причина популярности которого остается для тебя загадкой. Есть такой? Даже не один? 


Очень часто артисты идут на поводу у так называемых «трендов». В рэпе это происходит постоянно. «Что там у нас? Грибы? Давай запишем похожий трек!», «Кальян-рэп? Говно, конечно, но это не сложно — сделаю так же», «Баттлы в моде? Ок! Запишу-ка я диссы на всех!».

На моей памяти это ни разу не сработало. 

Популярными становятся новаторы, те, кто смог объединить музыку, образ, посыл и визуальное оформление этого всего в качественный продукт. 

Музыка не становится популярной потому что «сейчас это тренд», это не так работает. Тренд один — интересный зрителю материал. 

Вывод:

Да, продать можно все что угодно, но если вы уже пошли по этому пути, так продавайте, а не захламляйте этим дерьмом интернет. Если же вам не нравится, что происходит в рэпе и шоу-бизнесе в целом, боритесь с этим. Это музыка, тут никого убивать не нужно. Только не повторите судьбу Джокера, об этом кстати, урок номер три. 




Урок 3: «Нарния — плохо»


Условия задачи:

На протяжении всей картины герой Хоакина Феникса выдумывает себе детали биографии. В своих фантазиях он может стать героем своего любимого шоу, или, например, пережить романтическое приключение со своей прекрасной соседкой. 

Он рисует все это в своей голове, проживает и искренне в это верит. К сожалению, на выходе фантазии диссонируют с реальностью, и оборачивается это все тотальным п***цом. 


При чем тут рэп:

Даже среди известных представителей жанра есть те, которых принято называть «нарнийцами». Кто-то тихо считает себя гением, сидя дома, а кому-то даже не нужен шкаф — внутри своей головы он гетто-суперстар всегда и везде.

Порой артисты вкладывают в свои тексты ООООЧЕНЬ глубокий смысл, который «простому смертному не понять».

Как следствие, такие персонажи живут в своей собственной голове, где выдумывают себе идеологических врагов, или разрабатывают множественные и крайне оригинальные концепции миллиона своих новых проектов.

На деле же они ничего не выпускают (максимум — пишут демки, которые потом лень доводить до ума, или хейтят своих врагов в соцсетях). 


Мысленный эксперимент. 

Назови рэпера, который много говорит о себе, но мало выпускает. 



История знает случаи, когда жестокая реальность, все-таки, побеждает, и король волшебной страны обнаруживает себя 30-летним, не умеющим ничего, кроме выдающегося (никому не нужного) рэпа, сидящим на прокуренной кухне и вылизывающим остатки порошка на зеркале, или выколупывающим масла из старого бульбулятора. 


Вывод:

Хотите поехать кукухой как Артур Флек — продолжайте себя обманывать, рефлексировать и жить внутри самих себя. Не хотите — попытайтесь взглянуть в зеркало и объективно оценить как свое творчество, так и образ жизни.



Текст: Михаил Правильный