Афіша

Приєднуйтесь до нас!

Новини
9 ноября 2017, 14:52

«Баттл-рэп - индустрия, которой в Украине нет»: интервью с организатором RapSoxBattle Евгением Васили (Часть 1)

Мы взяли большое интервью у организатора главной баттл-рэп площадки нашей страны, в котором узнали всё, что остаётся за объективами камер и пределами бара.

В первой части разговора вы узнаете о том, сколько зарабатывают участники баттлов, кто из "звёздных артистов" в ближайшее время посетит площадку и за что украиноязычная аудитория критикует RapSoxBattle. 

Ты говоришь, что у тебя много запар. Что не так с баттлом Сеймура?

Да нет, с ним абсолютно всё так. Вопрос в том, что картинка, которая вышла на видео – немного не та, как это обычно получается. То есть ощущение от ивента одно, а ощущение от баттла, когда он выходит на видео – совсем другое. Сейчас мы получаем очень много хейта: «судьи пидарасы, что вы делаете? Площадка дерьмо». Я просто перечитываю это всё уже две ночи подряд. В связи с этим и запары. Постоянно обсуждаем, почему так получилось? Выводы такие: у людей, которые смотрят баттл вживую и которые смотря его на видео - абсолютно разные ощущения, это раз. Второе: почему так получилось с судейством? Мол, Серёга Сеймур выдал крутые раунды, а его засудили… У меня складывается абсолютно чёткое ощущение того, почему так произошло. Сеймур – всенародный любимец, условно. Это человек, который за всю свою историю не проиграл ни одного баттла, человек, который первый раз приехал на чужую площадку, человек, который впервые читал на битах. То есть, у него много было плюсов и от него было много ожиданий. Все ждали мяса. Сеймур этого мяса не дал. Соответственно и от Внука никто подобного не ждал. Все чётко понимали, что Внук должен этот баттл проиграть, судя по тому, что было до этого, судя по тенденции, по которой Никита себя вёл на последнем баттле с Чатти…

Извини, баттл с Чатти был два с половиной года назад… 

Ну да, и никто не знал, на что сейчас способен Внук. То есть все воспринимали его через призму его поступков. 

Ну вот сейчас он достойно себя показывает на Pit Bulll battle.

Ну ты же понимаешь, что есть онлайн-баттлы и есть оффлайн-баттлы. Это разные вещи. 

Что в связи с этим всем вы намерены предпринять?

Смотри, имеем четкое понимание того, что от Сеймура ждали многое, а от Внука никто ничего вообще не ждал, но он это дал. Я думаю, что судьи именно на этом эмоциональном разногласии высказали своё мнение и приняли такое решение. Поэтому говорить о том, что наши судьи некомпетентны… Ну блин, что такое компетентные судьи? 

Ясно. Расскажи, пожалуйста, об изменениях. Вы переехали?

Да, мы переехали на другую локацию. В первую очередь это связано с тем, что мы хотим добиться более камерной атмосферы. Для того, чтобы делать хорошую картинку на прошлой локации, нам нужно было минимум двести человек. 

Они не приходили?

Да, они не приходили в таком количестве. Продавались билеты, было все нормально, приходило 120-150 человек, но это люди, которые приходили как на концерт. Они приходили и у них не стояла задача сделать вот эту атмосферу. Когда человек покупает билеты, ему тяжело что-то предъявить, потому что он в ответ скажет: «чувак, я заплатил свои пять долларов, иди в жопу. Что хочу то и делаю». Мы хотели этого избежать вообще. Мы переехали в локацию поменьше и делаем здесь экспертное сообщество, которое в этом понимает и которому это интересно. Пусть это будет 80-100 человек, но они все в теме.  

То есть стояла задача вдвое уменьшить количество людей на баттле?

И увеличить качество публики, за счет этого уменьшения. 

У вас есть список людей, которых вы приглашаете на баттлы?

Да, конечно. Это список, который готовится перед ивентом. Это «плюсы» участников, мы заранее с ними обсуждаем список их группы поддержки для того, чтобы они максимально себя проявили на баттле. Это первая группа людей. Вторая – это «селебрити», связанные с хип-хопом, и третий список – наши постоянные фанаты, которые постоянно нас поддерживают с самого старта проекта. 

Почему изначально вы опробовали формат с приглашенным ведущим, а потом им стал ты? И есть ли возможность, что ты уйдешь в тень?

Мы даже не обсуждали возможность моего ухода в тень, но изначально история была такая, что мы хотели найти ведущего на площадку. Я не профессиональный ведущий и никогда этим не занимался. Изначально моя роль была в продюсировании. Каждый составил для себя определенные обязанности и моя роль была в этом. На каком-то этапе, когда мы начали пробовать ведущих, мы выпустили в эфир одного из них, который нам показался максимально предрасположенным к этому и он в эфире выдал историю, максимально приближенную к корпоративам и свадьбам. Его тяжело сломать, когда он делал это на протяжении всей жизни, ему просто тяжело перестроиться. Хотя чувак толковым был. Он тоже пишет тексты, читает, но когда берет в руки микрофон, происходит щелчок и начинается: «Дорогие друзья, приглашаем вас…» (смеётся). Когда мы увидели это, то поняли, что искать профессионального ведущего на этот проект – бесполезная вещь. Поэтому мы сделали пробы. Взяли камеру, поставили меня и решили посмотреть, как это будет выглядеть. Мы сделали эти пробы и решили, что будет более органично, если ведущим стану я. Опять же, я не претендовал, так просто получилось. О том, чтобы уйти с проекта в качестве ведущего: наверное, уже бессмысленно об этом говорить, потому что всё так сложилось и уже нет смысла этого делать.

Я знаю, что ты с Гигой недавно ездил на площадку «Рвать на битах» и оттуда вернулся с уловом. Рассказывай.

Во-первых, в двух словах о «Рвать на битах»: я приехал оттуда максимально заряженным позитивными впечатлениями. Тот уровень развития баттл-рэпа в России, который я увидел, это просто №1 в мире. За билетами, цена которых достигала 1500 рублей, выстраивалась очередь из нескольких тысяч человек. 

Скажи сразу, почему у нас не так?

Есть миллиард факторов, почему у нас не так. Во-первых, питерская история хип-хопа – самая трушная и самая глубокая история на постсоветском пространстве. Там каждый второй – это рэпер, условно. Ты идёшь по Неве и кажется, что бит играет из каждого окна. Во-вторых, это целая индустрия, которой нет в Украине. Нет индустрии хип-хопа и рэпа, в принципе. Об этом уже все говорили, кому не лень, но никто не задумывается, нужна ли она? Возможно, нет. Люди, у которых для этого есть власть и возможность, просто не пытаются её каким-то образом поднять. Их устраивает то, что наша страна находится в топе по хэдлайнерам поп-музыки на постсоветском пространстве, а вот в хип-хопе у нас таких нет. Всех это удовлетворяет, на данный момент. А там это музыка №1 и на коммерческом этапе. Там люди на этом зарабатывают, максимально культивируют и в связи с этим, очевидна немалая роль баттл-площадок в этом вопросе. У нас этого просто нет. Возможно, это менталитет нации. Есть теория, что у нас нет «злого школьника». Баттл-рэп построен на конфликтах и всё остальном. В России это продвигается, потому что есть такая аудитория как «злой школьник», а у нас немного другая нация. Мы привыкли к тому, что мы добрые. 

Но в Украине смотрят российские баттлы…

В этом и парадокс. Баттлы смотрят, а рождать конфликты внутри страны мы категорически отказываемся. Возможно, это и хорошо. Мы не конфликтная нация – это класс. Но именно в разрезе баттл-рэпа, почему у них так, а у нас так – это не очень хорошо.

Зачем ты ездил туда? Проводил какие-то переговоры?

Моя задача была в том, чтобы посмотреть всё это и привлечь МС на площадку. Сейчас уже чётко можно сказать о том, что на ивенте в ноябре у нас будет Букер. 

«Хочешь заработать на букинге? Проще заработать на Букере». И ты решил заработать на Букере…

Скорее, наоборот. Мы решили немножко проебать на Букере. Понятно, что это артист с именем, никто не скрывает, что не будут топовые артисты убивать месяц жизни на подготовку к баттлу и не получать за это гонорары. 

Сколько вы заплатите Букеру?

Я не знаю, готов ли он раскрыть эту информацию. Исключительно с этой точки зрения я не назову точной суммы. Но это небольшая сумма, скажем так. Мы исходим из того, что предлагаем артисту посетить нашу площадку, говорим о том, что у нас есть сильные МС под него. 

Самое время сказать имя этого сильного МС.

Да, это будет баттл ГИГА vs. Букер. Баттл состоится в ноябре и это будет исключительно баттл на битах. Я думаю, что это будет интересно, потому что Гига на битах себя показывает просто феноменально в последнее время. 

Второй баттл тоже есть, с крупными именами…

Есть второй баттл, который также снимаем в ноябре, тоже очень долго мы вели переговоры и наконец-то приходим к своей идеологии в том, что все топовые МС Украины должны выступать у нас на площадке. В ноябре у нас будет Миша Крупин, это будет баттл с Майти Ди. 

Шикарно. Но это не результат питерской поездки…

Нет, это не результат поездки, это просто результат трёхмесячных переговоров и результат долгого поиска компромиссов.

Насколько я понимаю, вы платите обоим?

Все два баттла – это гонорарная история. И даже Гига, несмотря на то, что он был с нами с самого начала. Понятно, что из всех четверых персонажей Гига максимально лоялен к нам, но у нас просто не хватит совести попросить Назара прийти к нам бесплатно, потому что это колоссальный труд и Гига – топовый МС, который собирает концерты и просто обязан получать гонорар за баттл. 

Кому еще вы платили в истории RapSoxBattle?

Halloween, естественно. Все люди, которые приезжают к нам из-за рубежа – это всё гонорарная история. Люди наши, которые собирают концерты и тоже имеют значимость в украинском хип-хопе – тоже получают деньги, но Лоику мы не платили. У нас был призовой фонд баттла и была договоренность – кто выиграл, тот его и забирает. Если это можно отнести к истории гонораров, то давай считать так.

Давай от звёзд перейдём к людям попроще. Ты меня трижды звал на баттл. Скажи, почему мне или любому другому МС нужно вам писать три хороших раунда, вместо того, чтобы себе написать две хорошие песни?

Объясню на примере тебя, возможно, эти доводы услышат и другие МС. Моя логика предельно проста: сейчас у каждой группы, у каждого МС есть определенная аудитория. «На Відміну Від» тоже с такой аудиторией, правильно?

Ну нельзя так сказать, группы нет уже лет пять…

Условно. Сейчас ты выпускаешь треки, хочешь быть услышанным и добиваешься того, чтобы тебя оценили. То, что делает Фрил – выпускает треки, снимает клип в Германии и выкидывает его в сеть. То, что вы можете забрать из этого процесса – маленькая часть. Твоё присутствие на баттле даст возможность максимально расширить твою аудиторию.

Максимально?

Максимально, насколько это возможно в Украине. Это сто процентов. 

А не проще ли мне или другому музыканту договориться с музыкальными сайтами, прийти и разместить у них своё творчество?

Это требует колоссальных вливаний и денег, в том числе. 

Это разные энергозатраты. Ты говоришь про клип в Германии  мы его сняли без особых усилий, его взяли на телек. На это я ничего не потратил, а три хороших раунда для меня  месяц времени.

Ты понимаешь, что аудитория, которая смотрит баттлы, намного шире аудитории, которая смотрит телек? 

Не думаю. Во-первых, телек точно больше смотрят. Во-вторых, когда я готовился к интервью, я специально посмотрел, что в среднем у баттлов «незвёзд» у вас на канале 12-14 тысяч просмотров. Это немного.

Это немного. Но сейчас мы говорим об артисте, у которого есть аудитория. Когда мы разговаривали с Гоней из «Главы 94», первое: инициатива исходила от него. Как мне кажется, на каком-то этапе он понял, что ему это необходимо, чтобы привлечь новую аудиторию.

Его напарник тоже снимает себе клипы и собирает по 20-30 тысяч просмотров. 

Это вызов. Когда мы ехали в Киев, с нами ехал Marul, который на протяжении нескольких месяцев отказывался от участия в баттле. Гига мне сказал: «Жека, подожди, сейчас он выйдет на площадку и почувствует этот кайф». И после Питера, когда мы летели обратно, разговор был абсолютно другой. На мой вопрос о том, готов ли он зайти к нам на площадку, он ответил: «вообще не вопрос».

При этом он понимал, что там стояло две тысячи человек в очереди, а тут будет восемьдесят? Это другая атмосфера, другие соперники…

Всё другое. Это понятно, но ты не можешь передать ощущение, когда ты стоишь в кругу и когда ты пишешь трек.

Ты его поймал.

Я его поймал, точно. Даже не с точки зрения МС, я постоянно нахожусь в эпицентре этих событий. Я вижу переживания, ощущения, эмоции людей, которые стоят в кругу. Это абсолютно по-другому. Я общаюсь с людьми, которые впервые принимают участие в баттле – им хочется еще, еще и еще. Это адреналин, который выделяется. Как в спорте. 

Ты согласен, что я или любой другой рэпер, будучи на стадии записи альбома, куда рациональнее может потратить энергию на куплеты, клипы, промо? Ведь три раунда, которые ты пишешь, в первую очередь идут в плюс площадке, и только потом артисту.

Опять же, привожу пример человека, который был с нами изначально. Сразу чтобы все понимали: на самом старте проекта было колоссально сложно с кем-то о чем-либо разговаривать. Гига – это человек, который поверил в этот проект и он, находясь еще в «Стольном Граде», при самых лучших условиях, в какой-то момент сказал: «окей». И после баттла, если ты делаешь хороший баттл, то его просмотры моментально взлетают. Даже баттл с Амбреллой, который был не очень качественным со стороны «Зонтика».

У Гиги вообще, мне кажется, не складывается с этим. То Амбрелла, то оппонент не приехал…

Это внутренняя история, потому что мы стараемся подобрать ему максимально резонансного оппонента. Амбрелла – это был офигенный соперник. 

Возможно, неправильно об этом говорить с моей стороны, но мне кажется, что Гига сейчас старается быть везде. Вот сейчас, например, на «Голос улиц», а это совсем другая история…

Слушай, но его туда же не взяли, потому что это Гига. Он прошел первый этап на общих основаниях. Так же было и с «Рвать на битах». Я думаю, что он появился там после того, как Чейни посмотрел его баттл с Лоиком. Это абсолютно открытая история, мы с Назаром разговаривали недавно и он эту информацию подтвердил. Чейни понравился раунд Гиги на битах против Лоика и он пригласил его в Питер. Это одно за одно цепляется и он понимает то, что проявить себя хорошо у нас – открыть для себя новые двери. 

Сейчас у вас достаточно больше количество МС. Кто из них подавал заявку, а к кому вы обратились сами?

Я думаю, что 30% МС, которые выступали на нашей площадке – это заявки.

Назови имена.

Это TENK, Кузен O’Donell, Levyy MC, Grybuu и множество других. У нас было около сотни заявок. 99% из присланных заявок – то, на что смотреть вообще невозможно. Ты смотришь первые 20 секунд и сразу же выключаешь. Есть на примете сейчас один парень, заявка которого нам понравилась. Возможно, он появится на ноябрьском ивенте. 

Вы отсматриваете каждую заявку?

Я не уверен, что каждую, но из двухсот 195 мы отсмотрели.

Кто их смотрит?

Доступ к почте и заявкам есть у всех, но исходя из того, что у каждого в проекте своя роль, заявки смотрю я. Потом я показываю выбранные пацанам и мы коллективно принимаем решение. 

Недавно ты мне говорил, что один из отснятых баттлов не выйдет, потому что один из участников выдал трэш. Что там было такого?

К моему глубокому сожалению это был первый баттл, который не выйдет у нас на площадке. Мы изначально позиционировали себя как трушную площадку, потому вопросов о том, что какой-то баттл может не выйти у нас не стояло никогда, какое бы дерьмо мы не сняли. Мы поставили для себя задачу, что мы должны быть максимально открытыми с нашими зрителями и все что мы снимаем – они должны видеть. Мы шли по этой цепочке и все баттлы выкладывали. На октябрьском ивенте был баттл, за который мне безумно обидно, причем за одного из его участников. Это Гоня из группы «Глава 94», который баттлил с Ozbroen. Это был баттл, к которому один из участников подошел с полной ответственностью, имею ввиду Гоню, а второй из участников его полностью слил. Из пятиминутного раунда Ozbroen две с половиной минуты молчал, нервничал и был абсолютно неподготовленным. Мы сели, начали отсматривать баттл и поняли, что это просто катастрофа. Я позвонил Гоне, извинился, сказал о том, что мне безумно неприятно и предложил сделать еще один баттл, чтобы убрать недоразумения.

Что Гоня сказал?

Сказал, что не вопрос, но есть нюансы, которые мы обсудили и нашли ему соперника, на которого он сказал: «сто процентов – да». Но он сразу же уточнил, что с ним он не хочет раунд на битах, а хочет три раунда акапельно. Если у тебя есть реальный биф, то в акапельных раундах ты можешь максимально его раскрыть. Бит – более красочная история для зрителей. 

Теряюсь в догадках, с кем же Гоня решил забаттлить…

Пока я не буду этого анонсировать, но это реальный биф, которых у нас в стране очень мало сейчас.

Второй участник тоже согласился?

Инициатива как раз исходила от второго участника. Он нам позвонил и сказал: «чуваки, есть Гоня, у нас два года тянется история, пора бы ее разрешить».  После этого я позвонил Гоне. 

Будет ли Ozbroen дальше у вас баттлить?

Нет. Эту тему мы закрыли еще на этапе его последнего баттла в турнире. Ozbroen второй раз появился на площадке только из-за инициативы Гони. 

Слушай, сейчас я выскажу скорее претензию, чем задам вопрос: я говорил со многими украиноязычными рэперами, и все считают, что ваши субтитры под украинским текстом – это едва ли не унижение. Я в том числе. И заодно сразу скажи, пожалуйста, почему ты предлагаешь, например, украиноязычному мне украиноязычного Гоню, а потом, когда я отказываюсь – против него выходит тоже украиноязычный Ozbroen. В чем фишка ставить украиноязычного с украиноязычным?

По субтитрам: я не знаю, кого это может оскорблять. 

Меня. Я живу в своей стране, говорю на своём языке, смотрят меня мои соотечественники. Я помню, что вы когда-то говорили, что переводите в расчете на людей, которые смотрят из других стран. Я открыл первый попавшийся украиноязычный баттл: Тур против Ozbroen. Там было 14 тысяч просмотров. Сколько из них было из России, что вы решили их выпустить с субтитрами?

История по субтитрам такова: если бы мы не хотели поддерживать украиноязычного исполнителя, мы бы просто не делали этого. Одна из наших целей – максимальная популяризация украинских исполнителей для того, чтобы у них появилась какая-то платформа. 

Зачем это именно вам?

Возвращаемся к разговору об индустрии. Мы хотим занять свою нишу в построении хип-хопа в стране. Если человек, как Levyy MC, которого никто не знал, у которого была аудитория в условных 300 человек в ВК, выигрывает турнир и нам начинают звонить с телеканалов и спрашивать: «а что там по Левому?», – говорит о том, что человек за максимально короткий промежуток времени смог дорасти до узнаваемого персонажа. Так же и с субтитрами. Мы титруем баттлы для того, чтобы русскоязычная аудитория их понимала. Смотрят они их или нет – мы не знаем.

Но у вас же есть аналитика…

Я никогда не вдавался в эти подробности.

Но приблизительную цифру, я уверен, ты знаешь. 

Окей, приблизительно из 14 тысяч этот баттл посмотрело 10% человек из России. Но эти 10% все равно аудитория, которая относится к тому же Аль Пачино.

Вы понимаете, что вы настраиваете украиноязычную аудиторию против себя?

Нет. Это тоже самое, что баттл Дизастер – Оксимирон вышел на русских субтитрах. 

Это совсем другой язык. 

Я уверен, что эти вещи никак не связаны с тем процессом, за который ты говоришь.

Вы же тоже читали в комментариях претензии по поводу перевода?

Знаешь сколько всего я читал в комментариях? Я понимаю, что из тысячи комментариев есть три, которые несут рациональное зерно. Наш посыл – расширение аудитории. Если ты задаешь четко вопрос о том, зачем мы титруем баттлы: мы титруем их для того, чтобы эти люди были услышаны русскоязычным населением. Если мы уже вникаем в этот вопрос, я могу дать тебе статистику, где будет видно, что нас смотрят еще в Беларуси, Казахстане, Польше….

Слушай, тогда, возможно, вам стоит сделать возможность включать и выключать субтитры?

Вот сейчас мы именно это и сделали.  Крайний украиноязычный баттл мы выкладывали с субтитрами, которые можно было отключить. 

Читать вторую часть

Опубликовано 9 ноября, 14:52