«Нью-Йорк – это место силы, место свободы от штампов и предрассудков»: интервью с Лионом и Фьюзом

Недавно у Лиона и Фьюза вышел совместный альбом «Vol.1 NYC», записанный в Нью-Йорке. Мы обстоятельно поговорили с музыкантами об этом альбоме, процессе его записи, жизни в Нью-Йорке, не забыв обсудить другие животрепещущие темы вроде участия Лиона в «Битве за Респект» и блоггеров, которые лезут за хайпом к нам в рэп. 

Вы оба стояли у истоков хип-хопа в двух больших городах, бывших столицах. Расскажите о хип-хопе тех времен в Харьковрапасити и Питере.

Лион: У истоков хип-хопа стояли парни из групп «ТНМК», «Убитые Рэпом», «SYD», «Турбо», «Туман». Я подключился намного позже.

Сильным фундаментом хип-хопа в Харькове был легендарный фестиваль уличных культур IndaHouse. Существовала УХХА (Украинская Хип-Хоп Ассоциация) под руководством Фикса-Микса. Была «точка» с альбомами и клипами – легендарный Грин Скрин.  Телепередача «Рэп-обойма», еженедельные радиопередачи о хип-хопе, всё это служило хорошей основой для популяризации этого направления в городе. В то время не было разделения между би-боями, граффити-мастерами и рэперами, все были в одной тусовке и в этом есть своя магия.

Фьюз: Я скорее был участником второй и третьей волны хип-хоп движения в городе на Неве. Первые пять лет (1995-2000) я активно рисовал граффити, увлекался скрэйчем и, по сути, ещё только искал своё место в культуре. Это было уникальное время для всего постсоветского пространства, время открытий и туманных перспектив. Страсть к рэп-музыке в буквальном смысле спасла меня от участи, постигшей большинство сверстников, слоняющихся без дела по улицам, тяжёлых наркотиков, воровства и тюрьмы. Я не говорю, что этого дерьма не было в хип-хоп сообществе, просто это не было главным и вектор плавно смещался в сторону развития, а не деградации. В 2001 году я в шутку решил записать свой первый трек – вы знаете, что из этого получилось.

Давайте перенесемся в настоящее время и пройдёмся по вашему недавнему совместному альбому.

Почему вы решили записать альбом именно в Нью-Йорке?

Фьюз: Ещё будучи зелёным тинейджером, я усёк, что самый крутой рэп идёт из Нью-Йорка. Самый трушный, жирный, уличный, опасный, грязный, честный, цепляющий звук в моём понимании рождается на улицах районов, чьё одно только название внушает уважение. Каждый МС хотел бы прославить свой район настолько, чтобы его имя звучало так же мощно как Бруклин, Квинс, Бронкс или Гарлем. Нью-Йорк – это эталонное сочетание формы и содержания, идеальная среда для любого творчества, место, где человек может почувствовать, насколько он ничтожно мал и, в то же время, именно здесь у каждого есть шанс воплотить в жизнь свои самые смелые мечты. Короче, я жёсткий фанат «Большого Яблока» и если и есть город на земле, где я бы хотел ещё раз родиться, то это точно Нью-Йорк! Есть такие понятия, как «граффити-туризм» или «секс-туризм», а мы двигаем «рэп-туризм».

Лион: Однажды я пришел к тому, что большая часть того, что надолго осело у меня в плеере и что мне действительно нравится слушать – сделано именно в Нью-Йорке. Шаг за шагом убеждение в том, что этот город является колыбелью крутого хип-хопа, только усиливалось. Произошел естественный отбор рэпа, который мне попадался. Нью-Йорк – это место силы, место свободы от штампов и предрассудков. МС, которые меня покорили своей подачей, настроением, звуком – все они родом оттуда. Время идёт, тенденции меняются, а для меня по-прежнему нет круче пацанов из Квинсбриджа или парней из Бруклина.

Как всё это выглядело? Вы арендовали какое-то помещение, аппаратуру?

Фьюз: Несмотря на предварительную договорённость, шансы того, что мы действительно полетим туда на месяц записывать релиз, были 50 на 50. По законам жанра, билеты брали в последний момент, когда стало понятно, что «либо сейчас», либо всё отложится до хз каких времён. Вопрос с жильём пришлось решать прилетевшему на несколько дней раньше Лиону, я, пребывая в состоянии близкому к эйфории, просто верил, что все разрулится и был готов к любому раскладу, а сначала расклад получался странный. Все квартиры на airbnb и прочих сайтах либо совсем нам не подходили, либо стоили заоблачных денег. В итоге сработала схема, в которой было задействовано сарафанное радио, украинская диаспора, друзья из Бруклина, знакомый риэлтор и обещания того, что после нас это жильё снимет Иван Дорн. Не обошлось без ночевки с поджатыми ногами на крохотном диване в гостиной у одних добрых людей на Авеню Ю, где были написаны мои первые строки к альбому.

Лион: Это был шаг в неизвестность, так как существовала вероятность провала всей этой затеи. Первые дни мы тормознулись у моих друзей на Avenu U. Они нас приютили на то время, пока я занимался поиском подходящего жилья. После нескольких трюков и переездов мы всё-таки нашли дом, в котором мы и провели целый месяц. Это двухэтажный дом, в котором мы организовали мини-студию, в двух минутах от дома – Атлантический океан.

Забавно было, что буквально за неделю до нас этот же особняк смотрел Ваня Дорн, под запись своего американского альбома. Получается, что мы прилетели в США в один период, парни осели в LA, а мы в NYC. Мы созванивались и немного соревновались: «Ну что, что у вас, сколько написали уже? Да вот есть пара инструменталов, один припев готов и пара куплетов».

Кстати, думаю, читателям будет интересно узнать, какое железо и софт вы использовали.  

Лион: Я привёз с собой портативную миди-клавиатуру. Мониторы KRK, карта Pre Sonus – одолжил у друзей. Ещё я взял с собой микрофон RODENT3. Тёма захватил несколько ноутбуков. Секвенсор – CUBASE 9. Ничего сверхъестественного. А, ну и самое главное железо – это Фьюз (смеётся).

Во сколько финансово вылился альбом?

Лион: Перелёты, аренда жилья, техника, проживание и всё остальное – где-то около 8 000$. Это учитывая то, что музыку для альбома мы не покупали, за что большое спасибо всем парням, кто поддержал.Местные организаторы, которые решили за 5 дней организовать наше выступление в Бруклине – наши спасители. Мы успели дать совместный  концерт, что точно нам помогло залатать финансовый вопрос.

Фьюз: Окончательно опустошив семейный бюджет, я умудрился купить в этой поездке фотоаппарат(3000$) и объектив(1000$), поэтому о других покупках речи даже не шло и возвращались мы домой с женой буквально с тысячей рублей в кармане и хорошим минусом на кредитке, но зато у нас теперь есть немного качественного архивного -видео и фотоматериала.

После разговора о тратах логично будет спросить о доходах – что сейчас у вас является главным источником дохода?

Фьюз: Большую часть своей сознательной жизни я живу музыкой, она является моим единственным источником доходов. Гастроли, мерч, роялти от продажи в цифре и физических носителей, стабильности нет, но есть свобода, ради которой мы все, наверное, выбрали этот путь.

Лион: Музыка. Сейчас «HitWonder» стал приносить свои плоды. Это крутая затея. Пока основной источник дохода – это песни «под ключ». Но я не ставлю это на поток, занимаюсь этим редко, когда поджимает совсем. У меня есть возможность заниматься тем, что я очень люблю, общаться с талантливыми людьми – это мой эмоциональный доход.

В Нью-Йорке всё только записывалось, или создавалось тоже там?

Фьюз: Написать и записать альбом именно во время поездки – в этом и есть соль проекта. Все было сделано с нуля без каких-то заготовок, зарисовок, набросков и прочего. Мы же не какие-то пуси, приехавшие пошопиться и создать видимость работы. Вызов был брошен в первую очередь самим себе. Ранние подъемы, много кофе, хождений по комнате, рассуждений на выбранную тему, споров и поисков истины. Понятно, что кое-какие нюансы мы потом допиливали на более крутом аппарате, но вся основа, посыл и вайб был сформирован там.

Лион: Когда мы прилетели в Нью-Йорк – у нас не было ни единого слова в запасе и ни единого бита. Мы так договорились изначально. Всё с чистого листа. Процесс написания запустился, как только нога стала на землю США. Правда, я профилонил много времени, но потом вернулся в строй. У меня были некоторые идеи по звуку, я с ними обращался к битмейкерам, которые были на связи, и мы удалённо искали нужный звук.

Почему именно такая связка, KREC+ЛИОН?

Фьюз: Мне хватит пальцев на одной руке, чтобы пересчитать артистов, с которыми я бы отважился вписаться в подобный трип. Наша поездка – это не экскурсия с гидом по путевке, где все включено. Когда приходится решать массу творческих, технических и бытовых задач, нужен надежный и пробивной напарник, а не какой-нибудь укурок, которого придётся вечно тащить на себе. В общем, я оцениваю наш тандем как супер-пупер многофункциональную боевую машину, которая прошла в Нью-Йорке свои первые полевые испытания.

Лион: Мы – сильный тандем. Мы круто звучим вместе.

Почему такая связка? Фьюз очень сильно шагнул в плане техники, поэтому работать в паре с таким МС – это однозначный рост. Музыка – это развитие, это жизнь, которая идёт. Вот и этот альбом – часть нашей общей истории.

Возможно ли, что к вам присоединится кто-то еще, и следующий альбом вы напишете уже втроем? Кто бы это мог быть?

Фьюз: Уже к записи этого альбома мы пытались привлечь исполнителей, которые на наш взгляд могли хорошо его дополнить своими гостевыми куплетами, таких как Баста, Дорн и группа Константа, но серьёзно к делу отнесся только L’One, остальные любезно угостили нас брэкфестом. Я не любитель строить предположения, пока мы не решили куда летим, о расширении состава говорить рано.

Правильно ли я понимаю, что следующий альбом вы хотите сделать в другом городе? Какие варианты рассматриваются?

Лион: Конечно, правильно. Это может быть летняя Одесса или осенний Питер, там прекрасно!Может быть Гонконг, Токио или Сингапур! Поживём – увидим. И, кстати, я не исключаю новой «серии» снова в NYC.

Фьюз: Будем отталкиваться от свободного времени и возможностей, если они будут позволять, то рванём куда глаза глядят, Штаты, Таиланд, Израиль, Европа…

Почему на альбоме L’One есть, а в клипе – нет? Почему именно он – единственный гость на альбома?

Фьюз: Не имея бюджета и находясь по ту сторону океана, не так-то просто снять хотя бы мало-мальски приличное видео. Цепляясь за каждую возможность, нам буквально чудом удалось в день вылета снять небольшое количество синхронов на песню «Покоряя волны». Через какое-то время инстаграм Лёвы запестрел снимками его первого визита в НЙ и мы, недолго думая, предложили ему участие в этом мотивационном треке. Хотелось, чтобы он тоже поделился своими первыми ещё свежими впечатлениями о небольшой сбывшейся мечте, и мне кажется, все получилось, как надо.

L’One адекватный парень и с пониманием отнёсся к тому, что мы, отталкиваясь от имеющихся у нас синхронов, решили добить клип без его участия, а полную версию трека придержать до релиза, тем самым подогревая интерес к пластинке.

Лион: Лёва – профи. Когда я выслал ему демку, он написал короткое СМС: «Я в деле».

Мы сняли синхроны в последний день перед вылетом домой, поэтому было принято решение выпустить клип в такой версии. Это не было сюрпризом для Лёвы, он спокойно отнёсся к тому, что мы не готовы к дополнительным затратам.

Расскажите о тех, кто писал биты для альбома. Вы слушали готовые демки/инструменталы, или работали с людьми вживую? Кто еще участвовал в его создании?*

Лион: Фьюз подтянул свои связи, я – свои. На первых порах созванивался часто с ребятами, уточняя, какие именно драмлайны и эд-либсы мне нужны в том или другом треке. В итоге у нас было в распоряжении около 30 битов. Живые инструменты (саксофон для «Перрон») и хоровые партии, подпевки – это всё я уже доруливал в Киеве.

Несколько битов для нас сделал ROOS, классический звук. Считаю его очень толковым битмейкером с ярким уклоном в классический звук русского рэпа.

Перрон – дело рук TeeJay. Изначально был совсем иной бит, но на какой-то стадии я решил попробовать его совсем поменять и не прогадал, Вадик сделал всё как нужно.

Очень круто нам помог Денис Харлашин (музыкант Sunsay, AlaiOli, KREC)  – трек Беглец – его заслуга, он очень здорово поймал нужное нам настроение и украсил его.

Есть парень в Нью-Йорке – MJ, он нам ставил свои работы, мы выбрали несколько для альбома. Бигимот напилил нам крутые скретчи. Один бит мы взяли у Чейза. Рома Cvpellv выслал нам пачку своих битов времен «Акаи», один из них завершает наш альбом.

Харьковская синергия – это вообще отдельный разговор

Как-то ко мне зашел в гости Артем Пивоваров, обсудить наши дела по HitWonder, услышав трек «Покоряя волны», он предложил его улучшить. Я решил не откладывать этот вопрос и в этот же день мы отправились на студию, где записали вокал Элины Иващенко. Трек «По классике» – идея бита MJ, а бас-линия и некоторые улучшения – дело рук Романа BestSeller’а.

В треке «Карантин» есть голоса еще одного харьковчанина – Массимо. Мы записали их сначала как демо-корсет, но я их использовал в финальной версии сведения. Кстати, с его подачи я начал работать с YSG Eldar. Мы давно уже работали над песнями для меня, поэтому я точно знал, что сработаемся. Он сделал треки «Беглец», «Покоряя волны» и «Карантин». Талантливый парнишка.

Когда я в новости о вашем альбоме назвал вас ветеранами, Лион улыбнулся – вы не считаете себя старожилами жанра?

Лион: Старожилы – это те, кто уже отошел от дел, либо претендует на какие-то звания и регалии. Мы просто делаем своё дело, потому что мы это любим всем сердцем. Если вы хотите ярлыков, то я скорее «солдат» хип-хопа.

Фьюз: Слово «ветераны», несомненно, вызывает у меня уважение, но в тоже время я не считаю, что у нас как у героев былых сражений все самое интересное осталось в прошлом. Пусть это выглядит ребячеством, но я бы предпочел термин «Титаны».

В последнее время всё чаще всплывает тема блоггеров, которые «лезут за хайпом в рэп». Как вы считаете, оказывают ли они влияние на жанр?

Фьюз: Если посмотреть на жанр в масштабе десятилетий, то станет ясно, что трансформация этой музыки уже не новость. Рэп как пылесос втягивает в себя все, что попадается на его пути, он всеяден, он делает из мусора шедевры и из шедевров мусор. Блогеры используют рэп или рэп блогеров, сложно сказать. Модные течения рождаются и гаснут как звезды на небе с удивительной быстротой, и я порой могу залипнуть на пару часиков, глядя на все это представление, но потом вспоминаю, что мне нужно идти писать куплет или варить макароны.

Помню, в прошлом году многие упрекали Фьюза  в наличии автотюна в некоторых треках – вы даже хештег соответствующий запустили. Вы читаете о себе в сети? Следите за отзывами?

Фьюз: Каждый новый шаг большинством подвергается осуждению, это классика. Конечно, я читаю комменты и за 15 лет ни один релиз не обошёлся без требования «книги жалоб». Там нередко тебя проклинает твой «самый верный фэн» или настойчиво просят вернуться в какой-нибудь из периодов творчества, записать альбом с одним и не сотрудничать с другим артистом, «не пой под гитару», «давай повеселей что-нибудь», «а зачем голос так обработал», все это часть игры, караван должен двигаться дальше.

Недавно, например, Ноггано записался с Фараоном. Можно ли ожидать от вас совместных треков с представителями так называемой новой школы?

Лион: Смотря о ком речь, что для вас новая школа? Тинейджеры, которые пьют сироп и читают слогами под трэп-биты? Или всё-таки те, кто хорошо лежит на современных инструменталах? Мне нравится ATL, Луперкаль интересный, у Скриптонита крутой звук и вкус. L’One очень много времени уделяет подбору музыки – это слышно, это огромный объём работы, который остаётся за кадром. Крайний альбом «Гравитация» – эталон мейнстрим-рэпа, пусть он будет таким. NEL делает стильно, ничего лишнего, он в своей тарелке на этом звуке, который сам же делает, мне это нравится, очень легко, стильно и качественно. Если, допустим, Джино выпустит альбом с современным звуком – это точно будет круто, он на современных битах – как влитой. Если говорить о апгрейде старой школы – то альбом Смоки Мо – эталон того, как нужно звучать по-новому, но оставаться на своём месте. Альбом шикарен.

Фьюз: Если они проявят уважение, преклонят колено и пройдут «рэп-мьюзик», то я готов общаться, а если серьёзно, то первого будет достаточно. К слову, пока мы отвечаем на эти вопросы, в ряды новой школы вступило еще какое-то количество бойцов приблизительного 2000 года рождения, добро пожаловать, ребята!

Также сейчас очень популярны баттлы, Версус стал площадкой для старта – есть ли вероятность, что вы с кем-то забаттлитесь? Лион, помню, на Битве за респект ты отлично себя проявил.

Лион: Ага, мне там так прямо и сказали представители МУЗ-ТВ: «Лион, ты же понимаешь, что украинец не мог приехать и надрать задницу всем русским рэперам?! Да еще и с эфиром на всю страну».

Хотя в тот же день была полностью отснята версия финала «Битвы», где победил я, а не Nel. С награждением меня как победителя и т.д. Такой вот был баттл.

С Версусом сравнивать, конечно, неправильно, но на то время это был шаг для рэпа из моей страны. Записать крутую песню – вот мой Версус, это иногда сложнее, чем кого-то унижать и поливать помоями, это какая-то рэп-инфекция, которая распространяется оральным путём. 

Фьюз: Шуточные баттлы между друзьями у нас происходят постоянно, но если человек мне по-настоящему противен, то я предпочитаю его не замечать, не говоря уже о том, чтобы добровольно стоять и слушать в свой адрес всякого рода чернушный бред, пришедший ему в голову. Нас к такому не готовили.

Кстати, на одном из баттлов Гига говорил, что Лион – лучший рэпер Украины и мне показалось, что это сарказм. По-доброму, но сарказм. Какие у вас сейчас отношения? По сути, когда-то именно вас двоих вспоминали в первую очередь, когда речь шла об украинском рэпе.

Конечно, сарказм. Всё же знают правду, что у нас в стране лучший Потап и Ярмак – количество людей на концертах не даст соврать. Даже сложно однозначно сказать, кто круче.

Фьюз, знаю, что ты давно дружен с одесскими ребятами, в частности, райтерами. Расскажи об этой связи. У вас не бывает политических, идеологических разногласий?  

Фьюз: Два основных моих кореша из Одессы – это граффитчик Биос и битмарь/рэпер Дистер. Если коротко, то мы весьма успешно стараемся не обсуждать политику, во всяком случае в какой-то серьёзной форме, тема погоды мне кажется более интересной.

Лион, расскажи о деятельности  HitWonder. Кого вы издаёте?

Лион: HitWonder – это творческая лаборатория, которой я управляю. Пишем песни для крупных проектов. Занимаемся продюсированием, но не в понимании «участника лейбла», а в обеспечении всех необходимых шагов производства и ведения артиста. Сейчас мы укрепились серьезным видео-продакшеном, готовы на опыте снимать работы любого уровня сложности. Мы выпустили 2 альбома KREC, 3 крайних альбома Murovei, дебютный альбом LAYAH, синглы Миши Крупина, Артема Пивоварова, Вандер Фила, Сюзанны Абдуллы, альбомы Darom Dabro, Макстара, СВО, альбом объединения XXFAM и сольники его участников.

В 2016-м я написал 5 треков на английском, один из них для Маши Яремчук (участница Eurovision-2014 от Украины – прим. ред.). Считаю, это лучшая из моих англоязычных работ, я старался.

Как артист может попасть на HitWonder и что вы можете ему предложить?

Пока мы работаем в холодном режиме, т.е выпускаем друзей и близких по духу, нет «набора» на лейбл.

Предлагаем мы прозрачные отношения артист-лейбл + опыт.

Кстати, Артем Лоик же выпускает свою музыку на HitWonder – какого вы мнения о его баттле с Ярмаком?

Лион: Верно, сейчас к выходу готовится альбом Артёма «Крысолов». 

Мнение о баттле – это был не баттл, в моём понимании.

Думаю, сами участники этого действа не будут со мной спорить, что это была ошибка системы. Когда звонил Ярмак с предложением стать судьёй баттла, я ему прямо ответил – «Я не смогу судить вас не предвзято, мне эта идея в корне не нравится». Артём выступил откровенно слабо, почти никак, а Саша победил, но в развлекательно-юмористическом жанре. Я не хочу, чтобы рэп из Украины ассоциировался с этим цирком. Делают они, а стыдно мне. Я могу понять их, понимаю их общие претензии друг к другу, понимаю суть конфликта, похоже, что их просто стравили друг на друга. Но, раз уж вы называете это «битвой года», то не нужно устраивать дешевое стэнд-ап шоу, нужно вывозить.

Глобально – это конечно небольшой резонанс, движение с мёртвой точки, какое-никакое, но развитие хип-хоп культуры в нашей стране.  Главное теперь направить армию слушателей и одного и другого не к вражде и мусору в головах, а к музыке.

Лион, ходят слухи, не факт, что правда – скажи, ты ездил на гастроли с Гуфом за свой счёт? 

Лион: А еще ходят слухи, что «Танцы с волками» это дисс на Басту, якобы Гуф меня подговорил, как только у него начались проблемы с Газголдер. Но «слухи» не учли одну маленькую деталь, что мы выступали с этим треком еще осенью 2011-го, а развалы у них начались в 2013-м. Мы с Васей всегда были в отличных уважительных отношениях. Время всё расставляет на свои места, а злые языки отсыхают.

Когда я появился с собственной передачей на MTV Украина, то ходили слухи, что у меня папа – директор MTV, хотя он всю жизнь работает на заводе в Харькове, как все простые люди и просто смешно слышать подобные заявления.

Я ответил на твой вопрос?

Видел в интернете, как кто-то писал, что Лион теперь дружит с «правыми», хотя в клипе с Гуфом, говорят, присутствовали ребята других политических взглядов…  

Лион: «Одна бабка другiй казала…». Для того, чтобы задавать подобные вопросы, для начала вам необходимо убедиться на 100%, что вы владеете достоверной информацией по данной теме. Околофутбол города Киева никогда с политикой связан не был. Я не могу отвечать за всех, кто там присутствовал, на площадке было около 70 человек, если не больше. Могу сказать только о своём окружении – это точно люди нормальных политических взглядов.

Скажите честно – как вы считаете, каких качеств вам не хватает, чтобы запрыгнуть в топ русскоязычного хип-хопа?

Лион: У нас всё есть для этого, не хватало этого интервью только. Как только вы его опубликуете – дела пойдут в гору.

Фьюз: Единственное, чего мне не хватает – это возможности собрать под одной крышей команду людей, вместе с которой мы бы наделали делов.  

Лион, в передаче 5-летней давности ты спрашиваешь у Чатти, что должно произойти, чтобы он завязал с рэпом. А что у тебя? Фьюз, а у тебя?

Фьюз: Я брошу рифмовать, если пойму, что сказать больше нечего.

Лион: Важно не заполнять песни набором случайных, пусть даже и красивых, слов и фраз. Как только я осознаю, что нужно поднакопить cилы – я перестаю прикасаться к музыке.

Кстати, что думаете о «Грибах» и том, как они выстрелили?

Лион: Тщательно готовились, зарядили, навели прицелы, выстрелили.

Фьюз: Первый клипец я пересматривал много раз, отличная работа по всем параметрам. Остальные видео такого вау-эффекта уже, к сожалению, не произвели, хотя тоже были стильными. Интересно следить за судьбой проекта, рад за парней, надеюсь, они продержатся подольше на слуху и успеют взять своё.

Как считаете, чего не хватает украинскому хип-хопу, чтобы у нас тоже появилась индустрия, хотя бы с десяток ярких артистов с гастролями?

Фьюз: Боюсь, что на такие глобальные вопросы у меня нет ответа. Я всего лишь музыкант, а не менеджер с синдромом Наполеона.

Лион: У нас до сих пор царит монополия в медийном пространстве. Я говорю о медиа-холдингах, у руля которых всё прикормлено по артистам. Это первая проблема. Хип-хоп не пускают в широкие массы. Но им осталось немного, мы пробьём эту стену. Вторая – как только бизнес поймёт, что хип-хоп уже глубоко проник во все сферы нашей жизни, то дела точно сдвинутся с места. Нужно больше доверия от СМИ. Третье – нужен предводитель, им нужен парень из народа, которого будут уважать и в молодежной среде, и среди музыкантов. 

banner2